Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие культуры речевого поведения дошкольников через реализацию дополнительной программы «Юный риторик»

Наталья Голубева
Опыт работы «Развитие культуры речевого поведения дошкольников через реализацию дополнительной программы «Юный риторик»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие культуры речевого поведения дошкольников через реализацию дополнительной программы «Юный риторик».

Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, учится умению взаимодействовать между детьми и взрослым, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая свои ощущения и чувства.

Темочки:

В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – умеют не достаточно. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. У детей часто встречаются речевые нарушения, имеются проблемы с речевым поведением.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: родственниками, детьми младшего возраста, родными, близкими, чужими, незнакомыми, поэтому ребенку нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, как поблагодарить, обратиться с просьбой, как вести диалог по телефону и т. д. Решению этих и других вопросов сможет помочь риторика для дошкольников.

Поэтому мною была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Юный риторик».

Дошкольный курс риторики призван, как можно раньше, познакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечить себе успех в будущем.

Цель Программы : обучение детей речевому поведению.

Задачи Программы :

- формировать разные структурные уровни системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

- развивать навыки владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, развитие речевого общения;

- развивать мелкую моторику рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики;

- формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

- воспитывать потребность в общении, умение управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила общения;

- воспитывать интерес к публичному выступлению.

Срок реализации Программы рассчитан на 3 года обучения, для детей от 4 до 7 лет. Занятия проходят один раз в неделю. Продолжительность зависит от возраста детей: 4 – 5 лет (20 минут, 5 – 6 лет (25 минут, 6 – 7 лет (30 минут).

Планируемый результат освоения Программы – это способность ребенка к общению, которая проявляется на трех качественных уровнях:

«Я ХОЧУ» - потребность и желание вступать в общение с окружающими;

«Я ЗНАЮ» - знание норм и правил, которым нужно следовать при общении;

«Я УМЕЮ» - умение организовать общение со взрослыми и сверстниками.

Реализуется Программа по двум модулям : «Азбука общения» и «Давай играть вместе».

Отличительной особенностью этой программы является то, что занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр.

В средней группе занятия начинались со знакомства детей с Риториком. Это игровой персонаж, который будет с детьми на всем протяжении путешествия детей по занимательной стране «Риторика». Он будет помогать решать различные проблемы, играть с детьми в разные игры, предлагать игровые ситуации, учить детей правильно общаться.

Традиционно, наши занятия начинались с постановки определенной проблемы, которую необходимо решить. Для этого сначала нужно сделать речевую разминку, другим словом, артикуляционную гимнастику. Это комплекс упражнений, направленных на повышение качества работы органов речевого аппарата и формирования нужных укладов для произношения фонем, для улучшения подвижности губ, языка. Также на занятиях мы делали дыхательную гимнастику. Она позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю. Например, упражнение «парашют» : поднести ладонь с комочком ваты к губам и подуть на комочек. При этом губы сложить в легкую улыбку, щеки не надувать.

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился парашют.

Упражнения учат детей управлять своим дыханием, как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия, помогают бороться с волнением, эмоциональной усталостью.

На занятиях дети выполняли задания на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения. Детям нравились такие дидактические игры, как «Четвертый лишний», «Волшебное слово», «Съедобное — несъедобное», «Я скажу, а ты — запомни» и другие. С помощью этих игр дети закрепляли навыки вежливого поведения и общения, доброжелательного отношение друг к другу, стремление помочь, поддержать, совершенствовали умение логично и связно излагать свои мысли.

Всегда интересно проходили занятия с использованием элементов театрализации. Мы инсценировали сказки, стихи, потешки. У каждого ребёнка был свой образ. Задача детей не только выразительно передать речь своего героя, но и придумать какие – то жесты, движения, которые подчеркивают его характер. С помощью театрализации у детей развивались представления о вежливости, как вежливо обратиться с просьбой к собеседнику. У детей развивались артистические способности, умение изобразить эмоции и настроение.

Еще одна форма организации занятий в средней группе - составление рассказов на разные темы. Дети учились составлять связный, последовательный рассказ об игрушках. Например, составляли рассказ на тему «Медвежонок в детском саду». Использовали наглядный материал. А также использовали схему, как надо описывать игрушку: цвет, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть, чем он питается и что умеет делать. Заканчивали занятие своеобразным соревнованием на лучший рассказ. Дети определяли победителя, аргументируя свою точку зрения. В результате таких занятий, у детей развивалась связная и диалогическая речь, обогащался словарный запас путём введения новых слов.

На занятиях часто использовались скороговорки. Дети знакомились с понятием «скороговорки», учились правильно произносить звуки, отчетливо произносить скороговорки, что способствовало выработке интонационной выразительности речи.

Также на занятиях играли в речевые подвижные игры. Это один из методов стимулирования и развития речи. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые регулируют поведение играющих, способствуют выработки коллективизма, честности, дисциплинированности, ловкости и быстроты реакции. С помощью этих игр у детей формировалось желание идти на контакт со сверстниками и взрослыми, формировалось желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.

В конце года я проводила открытое занятие на тему «Путешествие в страну вежливости». Цель этого занятия была - систематизировать правила доброго, вежливого поведения; расширить знания детей о хороших и плохих поступках. С помощью различных заданий и игр дети смогли выполнить поставленную цель.

Таким образом, с помощью занятий по риторике дети средней группы научились использовать в речи слова: разрешите, извините, до свидания, до скорой встречи, счастливого пути. Дети стали способны поддерживать беседу, вежливы к детям и взрослым, стали проявлять навыки сотрудничества в различных видах деятельности со сверстниками.

В настоящее время занятия по риторике проходят в старшей группе дошкольного учреждения. Как и в средней группе, начинаем наши занятия так же с речевой разминки. Продолжаем выполнять артикуляционную гимнастику. А также дикционные упражнения, а именно используем чистоговорки. Например,

ши — ши - ши!

Ты напрасно не спеши!

Ри — ри - ри!

Лучше чётко говори!

Они способствуют формированию умения взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения упражнений. Воспитывать культуру слушания друг друга, внимания, чуткости.

Также на занятиях мы используем и дыхательную гимнастику. В этой группе использую картинки. Показываю нужное изображение, а дети выполняют соответствующее упражнение (несколько повторений). Примеры картинок: свеча (ее нужно задуть); роза (дети глубоко вдыхают ее аромат); одуванчик (нужно очень сильно дуть, чтобы разлетелись воображаемые пушинки) и другие. Чтобы снимать напряжение, проводим речевые физминутки. Например,

Петушок стоит на ножке

И клюёт в саду горошки (стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюёт).

Ой, устала ножка,

Похожу немножко (ходьба на месте).

Физминутки выполняют много функций. А именно коммуникативную — объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой.

Использование пальчиковых игр способствует развитию мозга ребёнка, стимулирует развитие речи, творческих способностей, фантазии ребёнка. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Например, «Птички» :

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,

Эта птичка — совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель. (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка — злой орлан. (машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам. (машут обеими руками, как крыльями).

С помощью пальчиковых игр развивается восприятие, умение детей выслушивать речь взрослого, развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

На занятиях мы развиваем фонематический слух с помощью игр. Используем такие игры как «Выдели слово» (дети хлопают в ладоши тогда, когда услышат слова, с заданным звуком); «Кто больше?» (игра-соревнование, дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук); «Где звук?» (взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них).

Продолжаем пересказывать сказки, рассказы. Учимся последовательному пересказу текста с наглядной опорой. Учимся составлять простые предложения самостоятельно, развиваем умение отвечать на вопросы полными ответами, воспитывать у детей интерес к художественному слову, чувство товарищества, взаимопомощи и понимания.

На занятиях по риторике с детьми мы знакомимся с мимикой и жестами. Развиваем навыки невербального общения. Дети осознают, что мимика, жесты являются дополнительными средствами выразительности устной речи. Играем в игру «Обмен приветствиями». Дети встают в два круга лицом друг к другу и выполняют задание. Например, поприветствуйте друг друга только глазами, только головой, только руками, только плечами. Детям очень нравится игра «Угадай эмоцию». Учимся различать эмоции людей по мимике (радость, грусть, злость, удивление). Дети достают из коробочки карточки, отгадывают эмоцию и называют ее. Остальные анализируют, правильно ли отгаданы эмоция. В конце занятия мы играем в упражнение «Пирамида любви». Каждый из нас кого-то любит, но необязательно словами выражать свою любовь, можно и руками, с помощью жестов. Строим «пирамиду любви» из наших рук. Каждый назовет что-то любимое и положит свою руку. С помощью этих игр воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: доброту, внимание к другим, умение наблюдать, чувствовать настроение другого.

С детьми старшей группы мы продолжаем учить чистоговорки, скороговорки. Они улучшают работу артикуляционного аппарата и способствуют выработке ясной четкой дикции, развивают творческую инициативу.

Таким образом, дети с помощью программы «Юный риторик» учатся свободно общаться друг с другом. А также учатся связно, понятно и грамматически правильно выражать свою мысль. Ребенок способен ориентироваться в различных ситуациях общения и строить речевое высказывание учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам в разных видах деятельности, старается разрешать конфликты.

На следующий год будем продолжать работу по программе «Юный риторик». С детьми подготовительной группы продолжим применять речевой этикет в разных ситуациях общения (приветствие, прощание, выражение благодарности и извинения). Продолжать владеть невербальными средствами общения (мимика, жесты). Совершенствовать устную речь, активизируя и обобщая словарный запас детей. Подвести детей к понимаю того, что общение — это двухсторонний процесс, что нужно уметь не только говорить, но и слушать других. На каждом занятии будем проводить речевую разминку, которая включает ряд упражнений: дыхательные, артикуляционные, дикционные. На занятиях по риторике дети будут использовать развивающие и дидактические игры, викторины, с целью выявления полученных знаний. Дети смогут последовательно и связно пересказывать и рассказывать. Необходимо продолжать работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в повседневном общении с окружающими. Научить детей владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко — тихо, быстро — медленно, с какой интонацией. Продолжать формировать умение у детей составлять рассказы по картине, пересказывать услышанный текст. Ребенок должен научиться договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства и реагирует на речь говорящего в общении со взрослыми и сверстниками.

Ребенок способен определить степень вежливого поведения, умеет оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения (так вежливо – так невежливо; так говорить можно – так говорить нельзя; так верно выражена мысль – так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь – так плохо звучит речь и т. п.)

Таким образом, дошкольный курс риторики призван как можно раньше познакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем.

В. А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры». В слове — суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Публикации по теме:

Формирование патриотического воспитания младших дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» Формирование патриотического воспитания дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» От прошлых дней – до вечности – И.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Развитие у дошкольников осознанного поведения в совместной деятельности (из опыта работы) Наслаждаться общением – главный признак дружбы. Аристотель. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.

Опыт реализации дополнительной общеобразовательной программы по рисованию в нетрадиционных техникахОпыт реализации дополнительной общеобразовательной программы по рисованию в нетрадиционных техниках Как сделать процесс рисования оригинальным, интересным и даже удивительным? Можно использовать необычные техники рисования, привлекать самые.

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие культуры речевого поведения дошкольников через реализацию дополнительной программы «Юный риторик»
Опубликовано: 18 января 2024 в 22:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие культуры речевого поведения дошкольников через реализацию дополнительной программы «Юный риторик»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Голубева (УИ 2131774) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД