Жанна Бородина
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через применение дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.
Картотека "Дидактических игр, направленных на формирование умения различать три фигуры (куб, шар, призма, пять геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал)"
Разработала:
воспитатель Бородина Жанна Николаевна
Сыктывкар, 2023г.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через применение дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Дидактические игры, направленные на формирование умения различать три фигуры (куб, шар, призма, пять геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Учить обследовать, выделять и узнавать объекты зрительно.
Материал: геометрические фигуры: кубы, шары, призмы разных размеров, красивый мешочек.
Ход игры: Дети садятся полукругом, вместе с педагогом. Педагог предлагает ребенку отгадать, что за фигура спрятана в мешочке, затем ребенок вынимает фигуру выкладывает ее на стол, обводит пальчиком по контуру, выделяет основные признаки, а затем называет её.
Дидактическая игра «Что нам привёз Мишутка»
Цель: Учить различать, соотносить и сравнивать объёмные геометрические фигуры: кирпичики, кубики, шары.
Материал: игрушка Мишутка, грузовик, объемные геометрические фигуры: кирпичики, кубики, шары разных цветов и размеров.
Ход игры: Педагог привлекает внимание детей. Ребята, посмотрите, кто к нам едет в гости? Узнали? Да, это наш друг Мишутка. Видите, на каком большом грузовике он к нам едет? Ой, а грузовик-то полный. Ну-ка мы сейчас посмотрим, что нам привез Мишутка. (Берет в руки кубик). Это кубик. Давайте мы его потрогаем. Какой кубик? (Ответы детей). А это что такое? Это шар. Какой шар? (Ответы детей). Шар катится, а кубик? Давайте попробуем покатать шар, а теперь попробуем покатать кубик. Получается? (Педагог с детьми называют геометрические фигуры, сравнивают их по форме, кладут обратно в грузовик). Оказывается Мишутка привез нам эти фигуры, чтобы мы построили из них домик. Хотите построить домик? Давайте вместе построим домик и заборчик и покажем Мишутке какие мы умелые ребята.
Дидактическая игра «Кубики и шарики»
Цель: Учить различать, соотносить и сравнивать объёмные геометрические фигуры: кубики, шары, призмы.
Материал: объёмные геометрические фигуры: кубики, шары, призмы.
Ход игры: Педагог привлекает внимание детей. Ребята, посмотрите, сегодня из магазина нам привезли новые игрушки. Как называется эта игрушка? Это кубик. А эта игрушка? Это шар. А это ребята – призма. Из этих игрушек мы можем построить большой и красивый дом. Но сначала давайте подружимся с этими игрушки. Давайте покатаем шары. (Дети катают шары, педагог обращает внимание на то, что шар легко катится, спрашивает детей, на что он похож, какой он формы. Затем те же действия проводятся с другими геометрическими фигурами. После этого дети и педагог строят из геометрических фигур домики).
Дидактическая игра «Новогодние игрушки»
Цель: Закреплять умение различать, соотносить и сравнивать объёмные геометрические фигуры: кирпичики, кубики, шар.
Материал: объёмные геометрические фигуры: кирпичики, кубики, шар; красивая коробка.
Ход игры: Скоро – скоро Новый год! Ой, к нам наверно кто–то приходил. Посмотрите, какая красивая коробочка у нас появилась. Это наверно Дедушка Мороз принес нам подарки. Хотите посмотреть, что там в коробочке? Давайте откроем и посмотрим. Ой, посмотрите, какие необычные новогодние украшения принес нам в подарок Дедушка мороз. Что это такое? (Ответы детей). Это кирпичик. На что похож кирпичик? (Ответы детей). А это что за игрушка? На что она похожа? (Ответы детей). Какой она формы? И т. д. А давайте мы сделаем украшение для нашей группы – построим змейку из геометрических фигур. Сначала кирпичик, потом кубик, а потом – шарик, а за ним – снова кирпичик. (Дети упражняются в чередовании геометрических фигур. В конце игры педагог подводит итог). Вот какой замечательный подарок принес нам Дед Мороз!
Дидактическая игра «Подарок маме»
Цель: Закреплять умение чередовать предметы по форме.
Материал: геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, шерстяные нитки, картинка с изображением бус.
Ход игры: Педагог напевает песенку о маме, привлекает внимание детей. Ребята, какая красивая песенка. О ком эта песенка? (Ответы детей). Да, эта песенка о маме. Наши мамы самые красивые, самые добрые и заботливые. А давайте мы нашим мамам сделаем подарок – вот такие бусы (показывает картинку, на которой изображены бусы). Только наши бусы будут необычные, бусинки будут круглые, квадратные и треугольные. (Педагог раскладывает шерстяные нитки, выставляет на подносе геометрические фигуры из бумаги круглой, квадратной и треугольной формы). Чтобы бусы получились красивыми, мы будем чередовать бусинки: сначала круглую, потом квадратную, потом треугольную, а после нее – снова круглую. (Пока дети выкладывают бусы на нитке, педагог следит за правильностью чередования геометрических фигур, задает вопросы: эта бусинка какой формы? А после нее какая будет бусинка и т. д.). Вот какие красивые бусы мы сделали мамам в подарок!
Дидактическая игра «Забавные картинки»
Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
Материал: картинки, из которых вырезаны фрагменты разных геометрических форм, сами фрагменты.
Ход игры: Педагог привлекает внимание детей. Посмотрите, ребята, какие красивые картинки принес нам наш друг Мишутка. (Все вместе рассматривают картинки). Только по - моему, в них чего-то не хватает – маленьких фрагментов. А вот здесь что-то отдельно в конвертике лежит, сейчас посмотрим. Что это? (Ответы детей). Ребята, это не просто круги, квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы, это же как раз те фрагменты, которых не хватает на картинках. Давайте-ка мы с вами сейчас быстро все исправим. (Педагог раздает детям фрагменты картинок в виде геометрических форм, ребята ищут и вставляют их в нужное место. В процессе игры педагог задает детям вопросы: какой формы твой фрагмент? В конце игры все рассматривают получившиеся картинки; педагог хвалит детей за правильность выполнения задания).
Дидактическая игра «Накрой шляпой!»
Цель: Закреплять представления о геометрических формах (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы).
Материал: плоскостные геометрические формы разных цветов и размеров; шляпа.
Ход игры: Педагог привлекает внимание детей. Посмотрите, ребята, какие у меня есть геометрические фигуры. Давайте их назовем. (Дети называют геометрические фигуры). Ой, а это что? Это волшебная шляпа, она хочет с вами поиграть. А как мы будем играть? Подойди ко мне Матвей. Накрой шляпой треугольник. (Мальчик подходит к педагогу, накрывает шляпой названную геометрическую фигуру). Игра продолжается 5 – 6 минут. Если ребенок ошибается, ему дают задание несколько раз. Вот как мы поиграли с шляпой.