Елена Инкина
Из опыта работы по реализации проекта «Защитник Земли Русской — князь Александр Невский»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников – это непрерывный процесс и осуществлять его необходимо не только в условиях освоения детьми базисного уровня знаний, но и благодаря ознакомлению дошкольников с другими яркими патриотическими страницами истории нашей Родины.
Духовно – нравственное воспитание в традиции русского народа всегда связано с верой. Вера являлась основанием для таких важных человеческих качеств, как верность, правдивость, честность. Защищая родную землю русские, воины защищали и свою веру.
Публикация «Из опыта работы по реализации проекта „Защитник Земли Русской — князь Александр Невский“» размещена в разделах
- Александр Невский
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
К 800-летию Александра Невского и XII рождественским чтениям, я разработала и реализовала проект «Защитник Земли Русской - князь Александр Невский».
Участники проекта: воспитатели, дети старше-подготовительной группы, родители.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта: 30.11.2020 г. – 11.12.2020 г.
Актуальность проекта
Приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоко нравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
такие как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед Отечеством.
Познать законы духовной жизни, встать на путь добра и любви, впитать нравственную красоту помогает изучение жития великих Святых земли русской.
Знакомство с образом Александра Невского – это возможность для детей приобщиться к источнику духовно-нравственной силы, испытать чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
Целью данного проекта является: духовно-нравственное развитие детей, формирование патриотизма, готовности к защите Отечества, ответственности за будущее России на основе знакомства с образом русского святого Александра Невского.
Задачи проекта:
• создать условия для освоения детьми опыта предшествующих поколений, основанного на патриотизме, духовности и нравственности;
• познакомить с жизнью и подвигами святого Великого князя Александра Ярославича Невского;
• развить интерес к истории своей страны, событиям прошлых лет на основе ярких впечатлений и исторических фактов;
• воспитать чувство патриотизма, преданности своей Родине, уважение к защитникам земли русской и памяти об их подвигах;
• ознакомить с памятниками и памятными местами, связанными с событиями княжества Александра Невского;
• ориентировать семью на духовно-патриотическое воспитание детей.
На подготовительном этапе подготовили развивающую предметно-пространственную среду в группе, подобрали литературу для чтения детям, иллюстрации, подготовили презентации, дидактические игры по теме; разработала авторскую интерактивную игру «Богатыри русские». Также был подготовлен материал для родителей: консультации «Как знакомить детей с историей Руси», «Детям об Александре Невском»; папка-передвижка «Великий русский князь – Александр Невский»; буклеты «Святой благоверный великий князь Александр Невский – Слава, Дух и Имя России».
Реализация проекта проходила через разные виды деятельности:
Через познавательную деятельность: это - рассматривание репродукций картины Васнецова «Три богатыря»,
портреты Дмитрия Донского, Александра Невского;
виртуальная экскурсия в музей Александра Невского;
интерактивные игры «Богатыри», «Снаряди богатыря в дорогу»,
дидактическая игры «Назови и объясни», «Четвертый лишний», «Да – нет»; просмотр мультфильмов по теме «Русские богатыри»;
В рамках проекта использовались цифровые образовательные технологии: такие как МЭО, интерактивная доска.
Коммуникативная деятельность: беседы «Русские богатыри – былинные герои»; «Детство Александра Невского»; «Александр – Святой защитник земли русской»; «Ледовое побоище» и другие.
Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение и заучивание стихов о России; знакомство с русскими народными пословицами и поговорками о Родине; чтение былин о русских богатырях.
Двигательная деятельность: подвижные игры «Чья дружина быстрее соберется?», «Сбей богатыря с коня», «Выручай!»; эстафета «Перетяни богатыря».
Элементарный бытовой труд: строительство снежной крепости на прогулке.
Изобразительная деятельность: аппликация «Богатырский щит», раскрашивание раскрасок «Русский богатырь».
Конструирование из различных материалов:
игровая ситуация «Защитники заставы»,
строительство замка из мягких модулей.
Музыкальная деятельность: слушание композиции «Богатырская наша сила» А. Н. Пахмутовой, музыкальных отрывков из оперы Римского - Корсакова «Садко»; слушание аудиозаписей: контата С. С. Прокофьева «А. Невский»; контата В. В. Мусорского «Вставайте люди русские».
Реализация проекта хороша тем, что ведется работа не только с детьми, но и с родителями. А это главное в социокультурных истоках. Предлагалось дома совместно с детьми почитать книги, оформить страницу Альбома «Мои истоки» «Славный могучий богатырь».
На заключительном, третьем этапе стояла задача — проанализировать проведенную работу с детьми, родителями и педагогами. Провести итоговые мероприятия для выявления соответствия полученных результатов с поставленной целью. Дети вместе с родителями приняли участие в арт-челлендже «Александр Невский – защитник Земли Русской».
Арт-челлендж был помещен на сайте детского сада, на моем персональном сайте и в контакте в группе «Улыбка».
Вывод:
На основе знакомства с жизнью и подвигами святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского, у детей сформировался собирательный образ заступника Русской земли. Дети выяснили значение деятельности князя Александра для истории Святой Руси.
Список использованной литературы:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М. : Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004
2. Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Истоковедение. Том 11. – М. : Издательский дом «Истоки», 2017;
3. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования. – М. : Издательский дом «Истоки», 2005.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 года).
5. http://a-nevsky.ru/library/shishov-aleksandr-nevskiy3.html
6. https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-aleksandr-nevskiy-3980478.html