Анна Лукашина
Из опыта работы по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы по патриотическому воспитанию
Большая роль в проецировании цели и задач патриотического воспитания отводится дошкольным образовательным учреждениям. Ведь именно с ранних лет формируются первые представления об окружающем мире через ознакомление с традициями «своей социокультурной» средой, местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями той местности, где ты живешь. Известно, что дошкольный возраст-это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Чувство Родины начинается у ребенка с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Публикация «Из опыта работы по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного гражданско-патриотического воспитания, где:
Патриотическое воспитание–
Это воспитание любви к Родине (семье, детскому саду, улице, стране, как осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине, любви к родному краю, уважение традиций, гордости за свою Родину.
Гражданское воспитание-
Это формирование у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни в данный момент времени и пространства.
В 2011г. на базе нашего детского сада, творческой группой педагогов, была создана программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста, в условиях музея ДОУ «Этих дней не смолкнет слава». Наш музей позволяет организовать совместную поисково-исследовательскую деятельность детско-взрослого сообщества. Музей представляет собой анталогию русского воина от былинных героев до героев наших дней, и того исторического времени, когда происходили данные события.
Исходя из задач данной программы встал вопрос о более глубокой работе с детьми в области «Познания» (социально-комуникативное развитие). Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Мною было разработано перспективное планирование в данной области,и создание кружка дополнительного образования «Юный патриот», руководителем которого являюсь я.
Цели кружка:
-воспитывать любовь к родному дому: семье, малой и большой Родине;
-приобщать детей к основам национальной культуры, быта;
-развивать потребность в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями.
Свою работу я строю последовательно, знакомя детей с историческим прошлым родного города, показывая результат деятельности всех предшествующих поколений.
Исходя из этого, мной за основу была взята следующая литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.
2. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом» под редакцией Э. П. Костиной.
3. Книга «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» под редакцией Н. Г. Комратовой, Л. Ф. Грибовой.
4. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России» (подготовительная группа)
5. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников».
Перспективное план кружка дополнительного образования «Юный патриот» (9 блоков)
1. С чего начинается наш город
2. Экскурсия в Краеведческий музей
3. Хозяйка Черноречья-химия
4. Улицы города
5. Герб города
6. Памятники защитникам отечества
7. Знаменитые земляки. Валерий Чкалов
8. Архитектура прошлого и настоящего г. Дзержинска
Исходя из этого я использую следующие формы работы с детьми :
-НОД (по теме блока)
-Экскурсия (МОУСОШ; краеведческий музей; библиотека; достопримечательности города)
-Праздники и развлечения
-Чтение художественной литературы
-Творческая продуктивная деятельность
-Работа с семьей (консультации, организация выставок, участие в праздниках)
Особое внимание я хочу остановить на праздниках.
Пусть каждый,-читаем у К. Д. Ушинского,-припомнит свое детство и увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас. Ребенок считает свои дни от праздника до праздника. Ведь именно на празднике ребенок может раскрыть себя творчески.
Особое внимание в своей работе я уделяю укреплению связей с родителями. Мною проведено анкетирование. В анкетах родители указали интерес, привитие детям любви к родному городу, родному краю. Совместно мы добиваемся того, чтобы активность родителей была направлена на участие в праздниках, где играли роли, читали стихи, участвовали в играх, проводили совместно со мной экскурсии по городу, активно обсуждали вопросы воспитания на педагогических советах, родительских собраниях.
Для успешной работы и закрепления знаний у детей полученных ранее,мною и родителями созданы условия в группе ( изготовлены папки сделанные детьми совместно с родителями: «Мой город», «Генеалогическое древо», «Герб семьи», «Рассказы о семье», «Книжки-малышки о родном городе» и др.
Как известно вся работа приходит к какому-то результату, а когда результат имеет позитивную динамику, ты осознаешь, что работаешь не зря. Работая с детьми я разработала диагностический инструментарий, ежегодно провожу диагностические исследования «История родного края» и если в 2012-13 уч. г. знания, умения, навыки показывали не самый лучший результат, то в 2013-14уч. г. отмечена позитивная динамика.
Но главное в моей работе-это заинтересовать детей создав такую ситуацию, чтобы им хотелось узнавать новое. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает всё большее общественное значение, становится государственной. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре, малой Родине. Поэтому патриотическое и гражданское воспитание является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по ознакомлению детей с родным краем.