Наталья Сидоренко
Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогического влияния, сила глубны впечатлений. Поэтому то, что усвоено в этот период знания, навыки, привычки, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочным фундаментом дальнейшего развития личности. Воспитать патриота своей Родины ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительный результат дальнейшей работы по нравственно- патриотическому воспитанию. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения. Первые чувства патриотизма, доступны ли они малышам? Мы считаем, - да. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своему народу, к родной природе, к малой родине и огромной стране России. Любовь маленького ребёнка -дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, к своему дому, улице, детскому саду, к родному посёлку. Взрослые, воспитатель и родители, должны учесть, что воспитывать любовь к малой и большой Родине, значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и ближайшими объектами, окружают ребёнка. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Одной из таких форм работы является проектная деятельность. Она даёт возможность через интеграцию образовательных областей, через различные виды детской деятельности приобрести знания, умения и практические навыки по определённой тематике. Так доказательством этому являются проекты, над которыми работали педагоги нашего ДОУ (1 младшая группа Моя дружная семья, 2 мл. группа Мой любимый детский сад, средне-старшая группа Россия великая наша держава, старше-подготовительная группа Ты, Кубань, наша Родина. Нравственно патриотическое питание дошкольников нашего детского сада осуществляется с помощью различных методов, приёмов и средств. В состав программы воспитания входят различные виды игровой деятельности (словесные, пальчиковые, ролевые и т. д., дидактические материалы, художественные произведения, конструктивные и подвижные упражнения. Используя сюжетные и упражнения, наши педагоги в работе с детьми делают акцент на нравственности, сопереживании, милосердии и сострадании. В состав программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников входят следующие виды деятельности: продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков); театральная игровая деятельность (смоделированные сценки спектакли нравственно-патриотической тематики); познавательная деятельность (чтение исторической, патриотической и православной литературы, сказок); творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы); нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями); совместная деятельность, в ко- торой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы). календарно-тематические утренники, праздники и развлечения с участием родителей. Такое понимание сути нравственно- патриотического воспитания и определило цель нашей работы воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Технология опыта. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Систему и последовательность работы по патриотическому воспитанию мы построили следующим образом: я-семья-детский сад-малая родина- Кубань- земля-Россия. Задачами нашей работы были : - Привитие любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному посёлку. - Расширение представлений о России. - Знакомство с символами государства, области: флаг, герб, гимн. - Развивать интерес к русским и кубанским традициям и промыслам. - Формировать чувство гордости и ответственности за свою страну. Выше перечисленные задачи решались в интеграции образовательных областей, во всех видах детской деятельности: ООД, беседы, экскурсии, труд, тематические праздники, взаимодействие с родителями. В пространственной предметно-развивающей среде: - оформление патриотических угол- ков, - макет кубанского подворья, - макет сопки героев, - мини-музей кубанских промыслов, - пополнение наглядно-иллюстративного материала (альбомы Что в имени тебе моём, Генеалогическое древо семьи, Милая моя Родина, День народного единства, Защитники Отечества, Великие люди, про- славившие Россию и Кубань, Достопримечательности города, Кубань в годы ВОВ и др.). -подбор художественной и познавательной литературы (А. Клиентов Города России, Н. Ермильченко История Москвы, Великая Россия символы и награды российской дер- жавы и др.). Таким образом, в педагогическом аспекте под нравственно-патриотическим воспитанием мы понимаем процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческим прошлым своего народа и его культурой. Анализ результативности опыта. Проведённая нами работа поможет сформировать у детей дошкольного возраста первые чувства патриотизма: гордость, любовь и уважение к малой и большой Родине, к народным традициям. Полученные знания во время бесед, игр, тематических праздников и мероприятий позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Родители и дети принимали активное участие в проектах и мероприятиях, организованных в детском саду. Ребёнок- это чистый лист, на котором остаётся след всех тех, кто сопри- касается с ребёнком. Хорошо, если это умные, добрые, высоконравственные люди.