Валентина Михалева
Из опыта работы по формированию ритмических навыков у старших дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый… (барабан).
Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие, объединяющее такие виды деятельности, как пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
Публикация «Из опыта работы по формированию ритмических навыков у старших дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
Игра на музыкальных инструментах обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, и самое главное, - развивается умение слышать и чувствовать ритм.
Что же дает развитие этой способности? Оказывается, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте, становление развернутой слитной речи, она у таких детей невыразительна, слабо интонирована, отрывочна в высказываниях. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая и сферу интеллектуальной и коммуникативной деятельности. В первую очередь чувство ритма развивается с помощью игры на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, среди которых - БАРАБАН.
Барабан — самый понятный детям музыкальный инструмент. Во-первых, потому что знакомятся они с ним в раннем возрасте, и кажется, что дети умеют барабанить с рождения. Во-вторых, способ звукоизвлечения на барабане прост. В-третьих, барабан входит в группу инструментов, не имеющих звукоряда, и именно с них начинается деятельность по музицированию.
Конечно, детям старшего дошкольного возраста будет интересно познакомиться с историей происхождения этого инструмента, которую барабан, как ударный инструмент ведет из глубины веков. Первобытный человек выбивал ритм, используя камни, кости животных, деревянные бруски и глиняные кувшины. В Древнем Египте стучали (играли одной рукой) по специальным деревянным доскам на праздниках. В Древней Греции был распространен кроталон или погремушка, его использовали для сопровождения танцев. И, конечно, в Африке были «говорящие» барабаны, которые служили для передачи информации на большие расстояния языком ритма. Там же, а также в Латинской Америке для сопровождения народных танцев в настоящее время распространены погремушки, колокола и тарелки – это тоже ударные инструменты.
Современный барабан имеет цилиндрический деревянный корпус (реже – металлический, обтянутый с двух сторон кожей. Играть на барабане можно руками, палочками или колотушками, покрытыми войлоком или пробкой. Барабаны бывают разными по размеру и используются музыкантами в зависимости оттого, какой звук надо «выбить» – низкий или повыше.
Большой барабан в оркестре необходим для подчеркивания важных мест в произведении. Это инструмент низкого звучания. Им можно подражать грому, имитировать пушечные выстрелы. Играют на нем с помощью ножной педали.
Малый барабан происходит от боевых войсковых и сигнальных барабанов. Внутри, под кожей малого барабана, натягивают металлические струны. При игре струны вибрируют, и возникает специфическая трескучесть. Играют на нем деревянными палочками либо металлической метелкой. Используют его в оркестрах для задачи ритма. Малый барабан – неизменный участник маршей и парадов. Интересно, что в результате ритмических занятий и прослушивания барабанных дробей у детей и взрослых происходят позитивные изменения в организме:
- улучшаются мышечные рефлексы и координация,
- повышается тонус, нормализуется работа сердца,
- «включается» артикуляционный аппарат,
- запускается позитивное мышление,
- растет природная физическая выносливость и стрессоустойчивость.
Обучение игре на барабане, как и на других инструментах, проходит в три этапа: дети слушают игру педагога и знакомятся с приемами исполнительства на данном инструменте, затем пробуют исполнять сами, а на третьем этапе совершенствуют самостоятельную игру, оттачивают и вносят творческие задумки.
Начинать знакомство с этим музыкальным инструментом можно во время отрабатывания маршевого шага по кругу, подчеркивая ритм и четкость движений. Звуки барабана обогащают также танцевальную музыку, если они соответствуют характеру произведения.
По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках, щелчках) ритм музыки, им поручают самим играть на барабане. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке, потом их действия становятся все более самостоятельными.
Обучение игре на барабане начинается с обычного похлопывания ладонями по мембране и постукивания по барабану ударными палочками.
Удары палочек по барабану осуществляются круглым наконечником ударной палочки, в центр мембраны, а не с краю.
Извлекать звук тоже можно по-разному, например, короткий, четкий и отрывистый удар; удар с задержкой и последующим глушением мембраны; удар палочкой по другой палочке; мелкой дробью по центру, или выполняя круговые движения по мембране.
«Барабанщики» также осваивают правильную постановку рук. Это значит, не только правильно держать палочки, но и правильно сидеть, или стоять, чтобы спина и руки не уставали, звуки получались яркие и четкие.
Музыкально-дидактические игры, включаемые во все музыкальные занятия, применяются и для отрабатывания приемов игры на барабанах. Это, в первую очередь, игры на развитие чувства ритма, которые помогают правильно передавать ритмический рисунок. С этой целью используются и различные предметы и игрушки: ложки, кубики, погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки. Это прохлопывание–простукивание ритмических рисунков, постепенно усложняющихся с возрастом с долгими «ТА» и короткими «ти» звуками; игра «Эхо» на повторение за педагогом ритма музыкальных фраз; использование мультимедийных презентаций и видео, отработка в логоритмических заданиях и др.
Отрабатывать ритмические рисунки можно с помощью звучащих жестов (щелчки, хлопки, шлепки и топотушки, а можно с помощью ритмо-палочек, которые имитируют игру барабанных палочек. Как, например, в речевой ритмической игре «Весенняя телеграмма» или «Зимнее рондо», в которых удобно сочетаются на предлагаемые слова комбинации из коротких и длинных звуков.
Весенняя телеграмма (В. Суслов)
Дятел сел на толстый сук,
Тук да тук.
Всем друзьям своим на юг
Тук да тук.
Телеграммы срочно шлет,
Туки-туки-тук.
Что весна уже идет,
Туки-туки-тук.
Что растаял снег вокруг,
Туки-тук, туки-тук.
Что подснежники цветут,
Туки-тук, туки-тук.
Дятел зиму зимовал,
Тук да тук.
В жарких странах не бывал,
Тук да тук.
И понятно, почему
Скучно дятлу одному.
Зимнее рондо (на мелодию «Ах вы, сени…»)
Едем, едем на лошадке
По дорожке зимней, гладкой:
цок, цок, ЦОК, цок, цок, ЦОК.
Санки полозом скрипят
ш-ш-Ш, ш-ш-Ш,
А бубенчики звенят
динь-динь-ДИНЬ, динь-динь-ДИНЬ.
Дятел застучал по ветке
Тук-тук-ТУК, тук-тук-ТУК,
Белка щелкает орешки
Щелк-щелк-ЩЕЛК, щелк-щелк-ЩЕЛК!
Ехали мы, ехали,
И, наконец, доехали.
С горки у-ух! В ямку - бух!
В игре «Музыкальные матрешки» используются большая и маленькие матрешки по числу играющих. Большой матрешкой руководит педагог, а дети — маленькими. «Большая матрешка будет «учить танцевать» маленьких»,— говорит педагог и отстукивает матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети повторяют ритм своими матрешками.
В музыкальной игре «Мелодии-загадки» в подготовительной группе педагог (или потом ребенок) отстукивает ритмический рисунок изученных на занятиях песен, или песен, известных по мультфильмам. Остальные дети должны определить ее.
Интересен, но достаточно сложен прием для развития чувства ритма, который я назвала «Берем – отдаем». В нем используются небольшие пластмассовые или мягкие мячики, которые выдаются всем детям, сидящим по кругу. Каждым ребенком с мячиками выполняются ритмично разные движения под музыку и слова. Но предварительно детьми должен быть отработан прием передачи мячиков друг другу. Со словами «Берем – отдаем», дети на первое слово поднимают правую руку с мячиком вверх, на слово «отдаем» кладут мячик соседу справа, повторяя эти жесты под музыку или без нее. Когда дети научатся не сбиваться в этой передаче, можно добавить другие жесты и движения, слова. Например:
Под музыку «Хлоп, хлоп, новый год» дети выполняют темпо-ритмические движения, пропевая слова:
(во вступлении мячик подкидывают на 4 счета)
Лепим мы снеговика
Дружно-дружно, раз и два.
Будет нам он снежным другом,
(мячик перекладывают из руки в руку)
Пережить поможет вьюгу.
(мячик положили перед собой на пол)
Веселей с ним в холода,
И мороз нам не беда,
Будет нам он снежным другом,
Пережить поможет вьюгу.
(движение «берем-отдаем» - мячик соседа берем правой рукой и кладем перед собой – на 4 счета)
Повтор слов и движений, пока звучит музыка.
Подобные движения можно использовать и в других мелодиях, либо стихотворениях.
Ну и, конечно, основным способом обучения игре на барабанах будет непосредственная игра на нем при «украшении» звучащих на занятии произведений. Это, в первую очередь, маршевая музыка, либо музыка с четким ритмическим рисунком, под которую детьми исполняются разные фразы с шагами «ТА» и «ти».
(пример – игра «Шагали на парад», «Тетя Весельчак», «Полька-пиццикато» Штрауса, «Экосез «Шуберта, др.)