Александра Суворова
Из опыта работы молодого специалиста по рисованию коллективных работ детей 5–6 лет нетрадиционными методами
▼ Скачать + Заказать документы
Результатом работы является мониторинг, в котором я выявила уровень знаний детей о нетрадиционных формах рисования.
Первичная диагностика показала, что высоким уровнем знаний обладало-5% детей, средним-35%, низким- 60%.
После проведенной работы результаты вторичной диагностики показали, что высоким уровнем знаний облазают 55%, средним- 40%, и низким 5%.
Публикация «Из опыта работы молодого специалиста по рисованию коллективных работ детей 5–6 лет нетрадиционными методами» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые образы. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет его воображение.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Цель: Развитие у детей творческого мышления, воображение и фантазию в процессе коллективного рисования нетрадиционными методами, в рамках
эстетического воспитания дошкольников.
Задачи: 1. Развить мелкую моторику.
2. Научить детей выбирать материалы для нетрадиционного рисования.
3. Прививать любовь к искусству.
4. Формировать умение создавать художественные коллективные работы нетрадиционными методами.
5. Научить совместной работе детей в коллективе.
6. Формировать умение пространственной ориентации.
На первом этапе поводилась подготовительная работа.
Дети знакомились с художественной литературой, слушали рассказы, былины, мифы. Так же знакомились с произведениями живописи, например: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу», И. Левитан(«Золотая осень», «Март», А. Саврасов («Грачи прилетели», В. Васнецов («Алёнушка», «Богатыри») и др., а так же с художниками-иллюстраторами детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Коношевич, Е. Чарушин и др.).
На целостное восприятие художественного образа влияет умение детей воспринимать и оценивать действительность при помощи взрослых, понимать образ, фантазировать, рассказывать, объяснять увиденное. Приобщение ребёнка к духовным ценностям формирует уровень культуры, воспитывает нравственные качества личности.
Так же на этом этапе изучали нетрадиционные методы рисования, полученные знания применялись на практике. После каждого знакомства с методом дети делали индивидуальную картину. Мы использовали такие приему как:
1. Рисование пальчиками.
2. Рисование ладошкой.
3. Оттиск поролоном.
4. Кляксография обычная.
5. Набрызг.
6. Отпечатки листьев.
7. Монотипия пейзажная.
На втором этапе дети учились рисовать коллективно.
Пробовали рисовать в парах, подгруппах, обретая, таким образом, умение уважать друг друга.
Рисовать коллективно всем интересно. Видеть, как из отдельных кусочков собирается одна большая картина и его маленький рисунок составляет часть целого, очень увлекательно.
Коллективное рисование необычный и непривычный способ рисования. Лист очень большой, поэтому раскладывается на несколько столов и, следовательно, приходится рисовать не сидя, а стоя. Один раз мы рисовали на полу. Лист положили на пол, дети расположились там же на коленках. Детям это очень понравилось.
Создание коллективной работы проходит в несколько этапов:
1. Задумка. Все обсуждают, что можно нарисовать на определенную тему определенную тему.
2. Подготовка.
а) договариваемся какими приемами и материалами будем пользоваться.
б) Как рисуется, вспоминаем как рисуются отдельные предметы, линии.
3. Рисуем. Дети самостоятельно рисуют на бумаге, я им только подсказываю.
Мы рисовали нетрадиционными методами работы на различные темы : «Листопад», «Зимняя береза», «Ваза для цветов», «Зимушка зима», «Подводный мир», иллюстрация к рассказу Носова «Незнайка», стен газета «Весна идет, весне дорогу»
На третьем этапе проводилась работа с родителями.
Занятие рисованием – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Эти занятия приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
Но, к сожалению, в расписании дня детского сада выделено не так много времени для совместных работ с использованием разных нетрадиционных методов. Поэтому я решила рассказать об этом их родителям, я подумала, что надо научить нетрадиционному рисованию и родителей, что бы они могли рисовать дома. С ними были проведенные следующие мероприятия.
1. Изготовление буклетов для родителей с описанием техник нетрадиционного рисования для детей старшей группы.
2. Беседа, включенная в родительское собрание. Я рассказала, как родители могут организовать рисование дома, что бы ребенка не рисовал в разных местах для этого не предназначенных.
3. Семинар-практикум на тему коллективное рисование нетрадиционными методами. Там я рассказала родителям о важности рисования в жизни дошкольника, в отдельности коллективного рисования и рисования нетрадиционными методами. Продемонстрировала работы коллективной деятельности детей. Затем старшие дошкольники пригласили своих родителей создать совместную работу нетрадиционным методом.
4. Совместное занятие родителей с детьми. На этом занятии мы создавали коллективные работ. Родителей и детей поделили на несколько подгрупп, каждая из которых рисовала работу на тему «Весенний пейзаж».
Опытом своей работы я могу поделиться с коллегами.