Марина Рындина
Опыт работы «Формирование личности дошкольника посредством организации и проведения кружка «Народные подвижные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение национальных традиций, формирование национального самосознания – вот какие задачи стоят сегодня перед современным образованием в России. Все мы знаем, что именно в дошкольном возрасте идет формирование основ личностных качеств ребенка. Каким же путем можно достичь решения данной задачи? Педагоги нашего детского сада свой выбор остановили на знакомстве дошкольников как можно подробнее с народными подвижными играми. Нам кажется, что расширению представлений о культурном наследии русского народа способствует доступность и выразительность данных игр. А активные двигательные действия на свежем воздухе, ведут к оздоровлению детского организма. Свою потребность в движениях дети удовлетворяют, непосредственно играя в народные подвижные игры.
Публикация «Опыт работы „Формирование личности дошкольника посредством организации и проведения кружка „Народные подвижные игры“» размещена в разделах
Педагоги нашего детского сада считают, что только через народную педагогику возможно приобщение детей к культурным ценностям, наследию русского народа. Как никогда, знакомство дошкольников с народными подвижными играми, соответствует потребностям времени и детского сада. С давних времен дети наблюдали и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. В детском саду мы знакомим дошкольников с народными подвижными играми, тем самым возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. Ведь в этих играх есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны.
И поэтому, педагоги нашего детского сада решили организовать для старших дошкольников кружок «Народные подвижные игры», где знакомят детей с разнообразием данных игр.
В результате работы кружка у детей формируются знания о народных подвижных играх; дети учатся использовать эти игры в свободной деятельности; родители вовлечены в совместные игры с детьми; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве; углубляются знания традиций и культуры народа; повышается профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность. Вместе с этим, дети развиваются физически, укрепляется их здоровье.
Педагогами разработан и создан перспективный план работы кружка «Народные подвижные игры» на весь учебный год.
Большую помощь в составлении плана оказало методическое пособие «Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (разработанная в рамках проекта «Дошкольник Белогорья»). Программа соответствует задачам ФГОС ДО. В плане педагогами было выделено четыре блока (по временам года, где запланированы народные подвижные игры в соответствии с сезонными изменениями в нашей местности.
Цель нашего кружка : повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста через организацию народных подвижных игр; воспитание нравственной личности ребенка и приобщение его к истокам русской народной культуры.
Задачи кружковой работы :
1. Познакомить детей с народными подвижным играми; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширить кругозор детей.
2. Закреплять основные движения: бег, прыжки, метание в ходе проведения народных подвижных игр.
3. Развивать физические качества: ловкость, равновесие, быстроту движений посредством народных подвижных игр.
4. Воспитывать любовь к родному краю, самостоятельность в принятии решений, формировать дружеские взаимоотношения, приобщать детей к народной культуре, воспитывать интерес к народной подвижной игре.
5. Способствовать познавательному развитию ребенка путем знакомства с народными подвижными играми и использованию их в своей деятельности.
6. Использовать в работе такие виды фольклора, как заклички, загадки, считалки.
Только при соблюдении ряда условий, народная подвижная игра может способствовать воспитанию нравственных чувств: правильно сформированная мотивация; правильная организация и руководство игрой; многообразие народных подвижных игр, их привлекательность; учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов. При обучении и проведении игр педагоги стараются соблюдать эти условия.
Существует классификация народных подвижных игр : хороводные; игры-забавы; состязательные игры; сезонные; игры-ловишки; бытовые; драматические; игры, отражающие отношение человека к природе. Педагогами была создана картотека народных подвижных игр для более эффективной работы в данном направлении. В ней представлены описания игр для детей старшего дошкольного возраста.
Почти всегда народная подвижная игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид. Для большего удобства нами был составлен сборник русских народных считалок. Стало легче выбирать наиболее подходящую для данной игры считалку. В русских народных считалках сохранились особенные черты русского характера. Благодаря этому они являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают.
Большую воспитательную ценность имеют правила подвижных игр. Они выступают, как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями.
В ходе работы кружка педагоги стараются знакомить детей с разнообразными народными подвижными играми.
Например, игры-ловишки и игры-состязания оказывают влияние на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Это такие игры, как «Горелки», «Жмурки обыкновенные», «Салки», «Воробушки и кот» и др.
Очень большое значение в воспитании нравственных качеств имеют русские народные хороводные игры. С ними мы тоже знакомим детей на занятиях нашего кружка. Вот некоторые из них: «Хоровод», «Заря», «Петушок», «У дядюшки Трифона», «Каравай», «Гори-гори ясно», «Два Мороза». Данная категория игр помогает естественно приобщить детей к национальным традициям, закладывает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Уделяя внимание познавательному развитию детей стараемся проводить календарные народные подвижные игры. В этих играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Это такие игры, как: «Утки и гуси», «Капуста», «Морская фигура», «Слепец и поводырь» и др.
В народных подвижных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей. В них содержится огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Список литературы:
1. Кенеман А. В. Народные подвижные игры для детей. - Санкт-Петербург «Детство», 2000г.
2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. - изд. «Просвещение», Москва, 1996 г.
3. Левицкая М. Ф. Народные подвижные игры. — СПб, Издательство Политехнического университета, 2008.
4. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. - изд. «Мозаика-синтез», Москва, 2009 г.