Надежда Орлова
Дидактическая игра «Логопедическое лото»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь.
В первый класс дети должны поступить с правильным произношением всех звуков родного языка, с умением ясно и отчетливо произносить отдельные слова и фразы. Поэтому воспитание звуковой культуры является одной из важнейших задач развития речи в детском саду.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предполагает следующие цели и задачи по формированию звуковой культуры речи в подготовительной к школе группе:
Публикация «Дидактическая игра „Логопедическое лото“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Лото. Настольная игра своими руками
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
• Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
• Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
• Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
• Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Типичными методами для воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников являются:
• игры (дидактические, подвижные, хороводные игры с текстом);
• -игровые упражнения;
• -инсценировки.
Работа по звуковой культуре речи с детьми подготовительной группы планируется на занятиях, прогулках, во время режимных моментов ежедневно. Она включает в себя игры, игровые упражнения, дыхательные гимнастики, дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, рассказы.
Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.
В своей логопедической практике я часто использую игры по звуковой культуре речи Галины Семеновны Швайко.
Лото «Определи первый звук в слове»
Цель:
Упражнять детей в выделении первого звука в слове.
Игровой материал:
Карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего - кружки (для детей логопедических групп - карточки с буквами - по 4 на каждую букву).
Предметные картинки на карточках
Предметные картинки на карточках:
А
арбуз автобус ананас аист
У
утюг удочка утка усы
И
индюк иголка иней иволга
О
ослик овес окунь осы
П
портфель пила платье палатка
К
краски карандаш котенок кузнечик
X
халат хомяк хлопок хоккеист
С
скворец сирень сено (стог) собака
3
заяц замок зонт земляника
Ш
щкаф шиповник шишка шалаш
K
жук желуди жираф журавль
Ч
часы чайник черешня черемуха
Ц
Цыпленок циркуль цапля цифры
Л
лягушка ласточка лесенка лыжи
Р
редис рысь рак рябина
Сочетание предметов на карточке может быть разным: а)предметы, названия которых начинаются с гласных звуков (автобус, утюг, иголка, осы);
б) предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков (пила, кот, халат, платье);
в) картинки на свистящие и шипящие звуки (сирень, циркуль, собака или: шапка, жук, шишка, жираф и т. д.).
Ниже приводим примерный набор карточек:
1) ананас - индюк - окунь - лягушка - часы - краски;
2) утюг - портфель - сирень - замок - шалаш - жук;
3) арбуз - халат - скворец - цифры - рябина - чайник;
4) ананас - удочка - иней - пила;
5) черешня - цапля - редис - ласточка;
6) собака - зонт - шиповник - жираф - усы - осы;
7) кузнечик - хомяк - шапка - журавль - автобус - иней;
8) хлопок - котенок - циркуль - черемуха - рак - лесенка и т. д. ;
9) автобус - усы - иголка - овес - шапка - журавль;
10) цапля - черепаха - ласточка - рак - заяц - шарфик.
Под каждым изображением - полоска из трех одинаковых клеток.
Ход игры
Играют 4-6 детей. Педагог раздает детям карточки. Спрашивает, у кого название предмета со звуком а (у, о, и, п.). Тому, кто правильно назовет предмет, он дает кружок (в старшей группе) или карточку с соответствующей буквой (в подготовительной к школе группе, которую ребенок кладет на изображение предмета. Если к концу игры у некоторых детей останутся незакрытые картинки, воспитатель предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается слово. Выигрывает тот, кто закрыл все картинки. Позже дети подготовительной группы могут самостоятельно играть в эту игру.