Елена Чалова
Фольклор как культуросообразное средство развития детей младшего возраста
▼ Скачать +Заказ
Из опыта работы Чаловой Елены Викторовны Тема: Фольклор как культуросообразное средство развития детей младшего возраста
Мы стараемся возродить народные игры, песни, танцы, обряды и обычаи, включаем в свой лексикон потешки, прибаутки, небылицы и т. п., тем самым пытаемся активизировать генетическую память нынешнего поколения. Народное творчество позволяет ребенку приобщаться к культурным ценностям, усваивать их через такие формы: как сказка, игра, музыка и др. таким образом, у ребенка развиваются одновременно и во взаимодействии две главные человеческие способности – созидание и усвоение.
Публикация «Фольклор как культуросообразное средство развития детей младшего возраста» размещена в разделах
Как показал опыт, для фольклорных занятий необходима особая предметно - пространственная среда. Для этого на базе нашего детского сада созданы мини-среды : «Русская изба» и «Музей Кубанской культуры», где среди предметов старины фольклор звучит особенно ярко, задушевно. На занятиях детей встречает сама хозяйка избы, или вместе с Кузей-домовенком (кукла бибабо). Кукольные персонажи воспринимаются детьми, особенно младшего возраста, как полноправные участники действия. Постоянно меняющееся место обитания Кузи (печь, сундук, лавка) вызывает радость от поиска и неожиданности его появления. Фольклорные занятия отличаются гибкой структурой, возможностью варьирования разных видов деятельности, что обусловлено эмоциональным состоянием, настроением, инициативностью детей.
Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества, мы считаем, нужно начинать с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью.
Самых маленьких детей мы знакомим с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.
Знакомство малыша с устным народным творчеством мы начинаем с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть: «Водичка-водичка», накормить «Травка-муравка».
Особенно много радости доставляют детям игры с взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, мы приучаем ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.
Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, по смыслу разные, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (мальчик-пальчик, ел- пел, наша-Маша, то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого их них.
Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.
Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и
выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному,
меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние — пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
В своей работе наряду с песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского чтения мы добавили отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошьих песен. Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от «водички», умывающей «личико», до весны — «весны красной, весны ясной» или птиц, несущих из-за моря «ключи весенние»); богатством стихотворных форм, размер (от четких, точных рифм — «Наша Маша.», «Ладушки.», «Огуречик.» — до белого стиха — «Солнышко катилось ко западу.», «Ты трава ли моя, травушка.»); интонацией (от ласковой лирической — «Потягушки, потягунушки.» — до юмористической — «Ты умница, разумница.», что способствует усилению эмоционального контакта, проникновению ребенка в национальный быт русского народа.
Не менее разнообразен и сказочный фонд. В своей работе мы используем и сказки предельно простые по содержанию и форме («Курочка ряба», «Репка», и сказки с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»).С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.
Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего.
Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. Появляются у дошкольников и свои собственные, часто придуманные коллективно варианты сказок. Очень важно всячески поддерживать эти проявления творчества.
Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана. Насколько глубоким окажется проникновение воспитателя в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст моральную направленность и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.
Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно ты сам был участником событий или наблюдал их. Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование образности языка сказки настолько остро
воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово. Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волшебность ее персонажей.
Необходимо, однако, учитывать, что попытка растолковать, объяснить своими словами содержание или мораль сказки может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его.
Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказа взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства.
Лучшему пониманию сказок помогает инсценирование их с помощью игрушек, кукольного театра. Перед инсценировкой мы даем детям возможность рассмотреть игрушки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Особенно удачно дети воспринимают театр народных игрушек-самоделок, это и театр ложек, тряпичных и соломенных кукол, матрешки, а также глиняные игрушки. Игрушка – самоделка не просто улучшает эмоциональное восприятие сказки, но и, порой сделанная своими руками совместно с воспитателем, развивает игровое творчество ребенка. У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой. Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи. Новую сказку лучше начать присказкой знакомой, а уже слышанную детьми — присказкой новой, интересной и забавной. Заканчиваем сказку широко известными концовками: «Тут и сказке конец, кто дослушал — молодец»; «Тут и сказка вся, дальше плесть нельзя».
Могут служить концовками подходящие к содержанию сказки пословицы: «Так-то! Смелость города берет!» или «Сам погибай, а товарища выручай!» и др. Такая концовка закрепит впечатление от услышанного.
У нас сложилась система работы со сказкой, которая включает: эмоциональный пересказ,
игру-беседу, игру-драматизацию.
• В игре-беседе происходит «выход» к детям отдельных героев сказки. Дети воспринимают их как живых, сопереживают, спорят с ними ит. д., любят сочинять сказки или создавать по готовой модели, то есть известный сюжет получает новую интерпретацию.
• Игра-драматизация - неисчерпаемый источник чувств, переживаний и открытий, позволяющая ребенку психологически сблизится с героями сказки, пережить их счастье и беду. Особое место в играх-драматизациях отводится народной музыке – это календарные обрядовые песни, хороводы и игры с пением.
В организации фольклорно-игровых развлечений проявляется творчество детей. Развлечение может строиться на основе сказки и тогда ребенок может выбрать себе роль по душе и ему предоставляется возможность к импровизации.
Если за основу берется календарно – обрядовый праздник, широко используются подвижные календарные игры, в которых проявляется русская удаль и смекалка, а также дети знакомятся с различными обрядами и культурными традициями Следует отметить, что, проживая различные ситуации в игровом
развлечении, дети получают возможность переносить качества собственной личности на игровой образ.
Таким образом, творческая игра с использованием фольклорных традиций позволяет реализовать творческую индивидуальность, эстетическое отношение к миру природы и человеку в ней, приобщают не только к этнокультуре, но и вводят в мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.