Махаури Елена Владимировна
Из опыта работы «Формирование отношения ребенка к книгам»
▼ Скачать + Заказать документы
«Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам
времени и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению…»
Френсис Бекон.
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет человек. Заложенные в дошкольном возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют его путь. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, а чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения.
Публикация «Из опыта работы „Формирование отношения ребенка к книгам“» размещена в разделах
Если воспитатель бережно берет книгу, прежде чем раскрыть её, никогда не перегибает, а аккуратно переворачивает страницы, встретив разрисованные, мятые выражает неудовольствие, то и дети становятся защитниками книги.
Воспитание трепетного отношения к книге начинается с самого раннего возраста. При оформлении книжного уголка я сначала помещаю туда предметные и сюжетные картинки. Учу детей рассматривать их, отвечать на элементарные вопросы: кто (что) это? Что делает? Дети с удовольствием отмечают уже знакомые предметы. Большое внимание уделяю устному народному творчеству. Потешки,Солнышко, вёдрышко…”, ,Кисонька - мурысенька …”, ,Жили у бабуси», прибаутки, шутки, пословицы, поговорки использую не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Всё это расширяет кругозор, развивает способность понимать речь взрослых, овладевать родным языком.
В младшей группе детского сада в книжный уголок помещаю знакомые литературные произведения, сказки,Репка»”, ,Колобок”, стихи А. Барто из цикла «Игрушки», они ярко, красочно оформлены, что привлекает внимание ребят, каждый ребёнок может подойти, посмотреть полюбившуюся книгу, поговорить о ней со своим сверстником.
Чтобы вызвать у детей интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, провожу дидактические игры.
На самых ранних этапах работы с книгой необходимо привить правила обращения с книгой : я учу их брать книги только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь.
В средней группе дети проявляют больший интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями по содержанию сказки, рассказа. В книжном уголке помещаю знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т. д. Предлагаю для рассматривания, например, одну и ту же сказку, но иллюстрированную разными художниками. Дети этого возраста с желанием инсценируют знакомые стихи и сказки. Для детей провожу литературные викторины. Предлагаю по обложке узнать произведение, назвать сказку по иллюстрации или по прочитанному из неё отрывку. Для лучшего усвоения правил обращения с книгами использую игровые приёмы, например, приход Петрушки, который напоминает эти правила.
В старшей группе учу детей понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формирую осознанное отношение к ним, обращаю внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приёмы и обороты, закрепляю навыки аккуратного пользования книгой. Дети получают элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания окружающего мира.
В уголке книг устраиваем тематические книжные выставки.
В подготовительной группе работа по формированию интереса и бережного отношения к книге продолжается. Знакомя детей с художественным произведением, я добиваюсь, чтобы они поняли главную идею, могли определить жанр, отметить особенности произведения.
Дети получают более глубокие знания о том, как создаётся книга, сколько людей трудиться над тем, чтобы она дошла до читателя. Провожу познавательные занятия на тему,Как рождается книга?” Показывая иллюстрации, говорим о писателях, художниках, работниках типографии, которые с помощью специальных машин печатают книги и одевают их в прочное платье – переплёт. После того как дети знакомятся с процессом создания книги, они начинают понимать: книги надо беречь – ведь это труд многих людей.
Полезной формой работы приобщения детей к художественной литературе, является изготовление книжек – самоделок. Неоспоримо достоинство книжек – самоделок в том, что дети с большим интересом принимают участие в их создании, неоднократно перечитывают и перелистывают, делятся впечатлениями друг с другом.
Работа с книгой не ограничивается рамками детского сада. Очень нравятся детям экскурсии в библиотеку, которые провожу регулярно. Я обращаю внимание детей на то, что здесь много разных интересных книг, которые можно брать домой и читать. В результате проводимой работы у детей появляется интерес к сюжетно - ролевой игре,Библиотека”. Ребята справедливо подходят к вопросу распределения ролей: библиотекарем становится тот, кто может рассказать содержание того или иного произведения, назвать автора, предложить,читателю” интересную книгу.
Совместно с библиотекой проводится много интересных мероприятий, таких как: : «Мама всех зверей» к 105 - летию со дня рождения В. В. Чаплиной; «Сказочный мир» В. В. Сутеева; «В стране поэта детства» С. Я. Маршака, в котором мы с детьми заняли 1 место, с произведением «Кто колечко найдет», и 3 место с произведением «Мой веселый звонкий мяч».
Полученные от чтения художественной литературы яркие впечатления дети отображают в изобразительном творчестве. Мы с детьми регулярно участвуем в выставке рисунков в галерее детского творчества, проводимых в библиотеке. Это работы детей к проектам «Сказки дедушки Корнея», «Права героев» в сказках А. Лингрен. 2017 год объявлен годом экологии, и в проводимом конкурсе «Моя чистая планета» мы, конечно же, приняли самое активное участие, за что были награждены грамотой. Еще одним результатом сотрудничества я считаю то, что многие ребята записались в библиотеку, причем сами привели туда родителей и с удовольствием вместе читают книги.
Большая и разносторонняя работа проводится и с родителями по воспитанию у детей интереса к книге. Это, прежде всего, рекомендации, что и как читать, какую литературу. В группе мы создали семейную библиотеку, которая позволяет привлечь к работе родителей, многие из них приносят свои книги, альбомы из домашних библиотек. Это и книги – малютки, книги – великаны, книги, посвященные моде, спорту. Ребята с удовольствием узнают, что их мамы, папы тоже очень любили и любят читать книги.
Проводимая в системе работа даёт ощутимые результаты. Дети, в большинстве своём, знают и выполнят правила обращения с книгой. Я уверена, что интерес к книге будет расти, ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.