Екатерина Машина
Сообщение из опыта работы «Формирование представлений о своем организме»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование начал экологической культуры – это не только осознанное – правильное отношение к самой природе во всём её многообразии; к людям, охраняющим и соединяющим её. Это такие отношения к себе, как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья.
В понятие «формирование привычки здорового образа жизни входит: и наше привычное привитие культурно-гигиенических навыков, и самообслуживания, и гимнастика, и физкультура, и гигиена.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Формирование представлений о своем организме“» размещена в разделах
В программе «От рождения до школы» есть такой раздел «Формирование привычки к здоровому образу жизни». Задача в программе поставлена так, чтобы дети не просто механически выполняли все компоненты распорядка дня, а делали это осознанно. Но для этого нужны знания. Знания о себе. Что такое «я»? Из чего я состою? Что помогает быть здоровым, а что вредит?
В младшей и средней группе, мы давали понятие о человеке, как о живом существе:
- Чем человек видит?
- Чем слышит?
- А как, чем узнает вкус какой-то пищи?
- А чем он чувствует запах?
И вот встали в ряд все наши помощники - глаза, уши, нос, рот, язык, руки.
Проводили с детьми такие игры, как:
- «Узнай на вкус»
- «Определи на ощупь»
- «Что звучит?»
- «Найди по описанию»
Мы учили не только называть правильно части тела, но и как нужно ухаживать за ними:
- мыть руки
- полоскать рот
- причесываться
- правильно одеваться
Особое внимание уделяли одеванию, сбору на прогулку:
- Какая сегодня погода?
- Как нужно одеться?
- Зачем завязывать шарф?
Объясняли детям как это необходимо, чтобы не заболеть, ведь, как прекрасно быть здоровым. И дети отвечали – можно играть, прыгать, лазить по лесенке, а больному только лежать и пить горькое лекарство.
Особое внимание уделяли туалету носа перед прогулкой и сном. Объясняли детям для чего нужно содержать нос в чистоте.
Использовали в работе не только одни объяснения, но и художественное слово. Например:
- Будет мыло пениться – грязь куда-то денется!
- Моем руки быстро-быстро, моем руки чисто-чисто!
- Надо постараться – чисто умываться!
Читали детям произведения К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»; С. Маршака «Девочка –чумазая»; рассматривали книги:
- «Уроки Айболита»
- «Уроки Мойдодыра»
- «Детям о здоровье»
- «Про тебя самого»
Показывали инсценирование: «Зайка простудился» - закрепляли умение пользоваться носовым платком. «Петрушка у Васеньки» (героя нашей группы, где закрепляли правила поведения за столом, о чистоте рук, лица. Такие инсценировки очень нравились детям.
В старшей группе мы уделяли внимание моделям мимики лица, как с их помощью можно определить и настроение человека, и что он съел: кислое, сладкое, или горькое. Повторяли мимику лица. Ведь хорошее настроение – это залог здоровья.
Когда дети перешли в подготовительную группу, то из бесед с детьми я поняла, что знаний о своем теле у детей недостаточно. Я задавала вопросы:
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
- А почему мы вам часто говорим «Дышите носом» во время гимнастики, или «Сядь прямо, держи спинку», Или Тщательно пережевывай пищу, не разговаривай во время еды».
Они не могли объяснить. Тогда мы с детьми отправились путешествовать по стране «Здоровье», где были разные остановки. В этом году мы побывали на станциях: «Любознайка», «Угадайка», «Зубы», «Отдыхайка», «Наши помощники».
На станции «Любознайка» познакомили детей с позвоночником, Рассматривали иллюстрации и дети сами прощупывали у себя позвонки, рисовали дорожку на позвоночнике и видели, что она должна быть прямой, а не кривой. Это значит, что сидеть надо прямо и на физкультурных занятиях выполнять упражнения четко.
На остановке «Удивляйка» рассказала детям о зрении, показала схему глаза, а когда дети руками потрогали свои глаза и убедились, что это шарики, то удивленью не было конца. Задавала вопрос:
- Для чего людям брови, ресницы, веки?
Никто не знал, девочки ответили: «Чтобы красить».
Помогает нам путешествовать по стране «Здоровье» доктор Айболит Из книги «Уроки Айболита».
На станции «Ушовичок» дети узнали, что у человека не два уха, а шесть. Сообщала об этом загадочным тоном, чтобы вызвать интерес, и они захотели бы путешествовать дальше.
Закрепили знания на станциях «Повторяйка» и «Угадайка», иногда в форме соревнования.
Знакомя детей со строением своего тела, мы закрепляем правила, которые помогают сохранять здоровье:
- Чистить зубы 2 раза в день
- Полоскать рот
- Мыть руки перед едой, после улицы и посещения туалета.
- Соблюдать распорядок дня.
А что будет, если этого не делать?
Я продолжаю работу над этой интересной темой. Мы побывали на новых станциях в стране нашего «Здоровья».
Задачи на этот год:
- Сформировать обобщенное представление о человеке, как о живом существе.
- Сформировать представление об основных признаках живого у человека, общих с другими живыми существами: питается, дышит воздухом, двигается и т. д.
- Чем человек отличается от растений и животных.
- Продолжить знакомить с правилами безопасности, о травматических ситуациях дома и на улице.
Для этого я внесла в уголок умных книг: энциклопедии, книги. Провожу беседы с детьми о том, как они понимают отдельные слова. Например6 легкие - что это? Где они находятся?
Регулярно проводится работа с родителями. были даны консультации на темы:
- Как заботится об осанке
- Чтобы зубки блестели
- Формирование у детей привычки ЗОЖ.
Были предложены дидактические игры :
- «Валеология»
- «Полезные привычки»
Были предложены модели :
- Живое – неживое
- Стадии роста человека
- Витамины
Дали задание: расшифруйте эти модели; расскажите о развитии человека; расскажите о пользе витаминов.
А также объявили конкурс на лучшее стихотворение, загадку, кроссворд, плакат.
Родители отнесли с пониманием и интересом, откликнулись, проявили активность.