Султанбекова Любовь Ивановна
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через познавательную деятельность с применением социально-игровой технологии»
Воспитатель: МАДОУ ДС «Дарование» Султанбекова Любовь Ивановна
Актуальность проблемы.
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством познавательной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие познавательной деятельности у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.
Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность. Данная работа с детьми старшего дошкольного возраста дает возможность развивать познавательную активность, интерес к окружающей среде, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься данной деятельностью. В рамках воспитательной деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования первичных представлений являются:
- наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
- учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
- вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
- гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие игровых способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
• Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
• Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
• Развитие творческих способностей.
• Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
• Развитие математических способностей и склонностей.
• Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
• Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
• Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Вид проекта:
• познавательно – исследовательский
• групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь – май
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель Султанбекова Л. И.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны уметь:
1. владеть алгоритмом поиска загаданного объекта путем сужения поля поиска.
2. уметь анализировать объекты окружающего мира (подсистемы и их функции, надсистемы объекта, прошлое объекта, прогнозирует будущее объекта).
3. владеть умением выделять признаки объектов окружающего мира, ориентируется в схемах признаков и подбирает значение имени признака.
4. владеть способами создания новых объектов на основе оперирования с признаками объектов.
Ребенок к концу года имеет:
1. положительное эмоциональное отношение к занятиям;
2. возрастает познавательная активность и интерес;
3. детские ответы становятся нестандартными, раскрепощёнными;
4. у детей обогащается круг представлений, расширяется кругозор;
5. появляется стремление к новизне, к фантазированию, развиваются творческие способности;
6. речь становится образной и логичной, растет словарный запас;
7. у ребёнка развивается умение свободно и ясно выражать свои мысли;
8. развиваются коммуникативные навыки;
9. ребёнок учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
Организационный этап
• Составления плана работы.
• Диагностика детей на начало проекта по интеллектуальному развитию.
• Подбор дидактического, игрового материала.
Практический этап
• Проведения занятия 1 раз в месяц.
• Использование логических игр, словесных, дидактических.
Заключительный этап
• Диагностика детей на конец проекта
• Презентация проекта (фотоотчет)
Развивающие игры используемые при проведении проекта
Раздел Сроки Название работа Содержание Используемая литература
Работа с детьми Сентябрь 2021 г. Игровая ситуация «Противоречия в предметах» Систематизировать навык классификации предметов по внешним признакам.
Систематизировать знания о свойствах предметов. Гин С. И. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-protivorechija-v-predmetah.html
Октябрь 2021 г. Анализ подсистем объектов: объект «машина» Систематизировать представления детей о транспорте.
Обучать системному анализу объекта.
Закрепить знания о правилах дорожного движения. Гин С. И. https://my-nevalyashki.ru/index.php/tekhnologii-v-detskom-sadu/reshenie-izobretatelskikh-zadach/3260-zanyatie-podsistemy-predmetov-ob-ekt-mashina
Ноябрь 2021 г. Метод «маленьких человечков» 1. познакомить с методом «маленьких человечков»;
2. обобщить представления детей о свойствах твердых веществ;
3. развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины. Гин С. И. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-po-triz-metod-malenkih-chelovechkov-v-rabote-s-detmi-starshego-vozrasta.html
Декабрь 2021 г. «Системный лифт» 1. развивать умение анализировать и обобщать;
2. формировать диалектическое мышление;
3. развивать воображение, умение инсценировать
4. познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; Гин С. И. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-igry-triz-sistemnyi-lift.html
Январь 2022 г. Использование ресурсов для сочинения загадок. «Другая точка зрения» 1. обучать приемам сочинения загадок; 2. развивать умение сравнивать и обобщать;
3. развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций Гин С. И. https://infourok.ru/prezentaciya-sochinenie-zagadok-s-ispolzovaniem-informacionnyh-resursov-4226156.html
Февраль 2022 г. Прием фантазирования «Дробление — объединение» Создать условия для запоминания детьми схемы преобразования «дробление – объединение».
Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приема «дробление – объединение».
Создать условия для развития умения находить преобразования в литературных произведениях. Гин. С. И. https://detsadmickeymouse.ru/load/razvitie_rechi/razvitie_rechi/priem_fantazirovanija_droblenie_obedinenie_zanjatie_s_ispolzovaniem_triz/6-1-0-1579
Март 2022 г. Прием фантазирования «Увеличение — уменьшение» 1. познакомить с приемом фантазирования «увеличение -- уменьшение»;
2. активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; 3. воспитывать умение сопереживать; 4. формировать коммуникативные навыки. Гин С. И. https://www.maam.ru/detskijsad/tehnologija-priemy-fantazirovanija-pri-pomoschi-volshebnikov.html
Апрель 2022 г. Классификация объектов природного мира, рукотворного мира. систематизировать знания детей о объекты живой природы; развивать умение переключать внимание; развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации; расширить представления детей о разнообразии природных объектов Гим С. И.
https://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-tehnologii-v-yekologicheskom-vospitani-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
Май 2022 г. Обобщающее занятие за год продемонстрировать знания детей, полученные на занятиях в течение года
Диагностика Педагогическая диагностика усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Результаты проекта
1. Дети научились обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. У детей сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
3. Укреплены навыки взаимодействия друг с другом, дети научились согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
Дошкольное детство является оптимальным периодом в интеллектуальном развитии человека. Установлено, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста очень высоки, они формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми, поэтому основная педагогическая задача это - не упустить время, использовать его эффективно.
В дальнейшем планирую продолжить самообразование по данной теме и разработать дидактический материал к другим играм, способствующим развитию интеллектуальных способностей детей, соответствующим старшему дошкольному возрасту с применением игровой технологии.