Татьяна Аркадьевна Соломина
Из опыта работы «Основные методики по обучению плаванию детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы : Основные методики, используемые в работе по обучению плаванию детей дошкольного возраста.
Методы обучения характеризуются тем, что каждый из них обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. В данном педагогическом опыте используются разнообразные методы и приёмы :
Публикация «Из опыта работы „Основные методики по обучению плаванию детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
• словестные: беседы, рассказы, использование художественного слова, загадок, сказок;
• наглядные: показ демонстрационного материала (иллюстрации водных обитателей, техники различных способов плавания;
• практические: ориентированы на активную позицию ребёнка и формирование оперативной стратегии деятельности, участие детей в проведении водных развлечений и праздников в бассейне;
• игровые: все игры, в зависимости от того по чьей инициатив они возникают;
• исследовательские методы при изучении свойств воды;
Акватория бассейна – это прежде всего иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребёнка, его психическим качествам. Поэтому я считаю, что нужен особый адаптационный период. Занятия начинаю с экскурсии в бассейн. Детей встречает Золотая Рыбка, красивая, блестящая, её чешуя так и переливается на солнце, а вот и гордый Нептун и его красавица дочь Русалочка. Дети приходят на занятия в бассейн с разными установками: один радуется, другой насторожен, а третий испуган. Важность адаптационного периода очень велика, и каждый ребёнок проходит его по – своему, очень важно прожить этот начальный этап вместе с ребёнком, сохранить эмоционально – позитивное отношение к воде, чтобы вода стала другом детей, чтобы они влюбились в воду, чтобы они радовались и стали настоящими «жителями воды». Поначалу я объясняю детям, что вода может «вести себя» по – разному: может доставлять не только удовольствие, но и определённые неприятности (брызги в глаза, уши, на лицо, очень важно после этого приключения вывести ребёнка из состояния испуга. Очень часто дети шалят, балуются, у кого-то из них может возникнуть негативная эмоция, его толкнули, и он хлебнул воды, настроение испорчено, а я его ласково успокаиваю и помогаю ребёнку пережить эти первоначальные встречи с водой. Применение разнообразных игровых приёмов, развлечений в адаптационный период позволяет ребёнку быстро освоиться в незнакомой для него среде – воде и продвинуться к главной цели – научиться плавать. Это фантастическое переживание, когда я вижу, что ребёнок чувствует себя в воде свободно. У меня на занятиях многие 4-х летние дети уже умеют свободно лежать на воде, надолго задерживая дыхание и выполнять различные плавательные движения. Чем богаче представления детей, тем разнообразнее и шире становятся их собственные приобретения, поэтому мною собран богатый материал по загадкам и стихам о речных и морских обитателях и их особенностях поведения, который активно применяю на праздниках.
С малышами, которые только начинают заниматься в бассейне, я провожу яркий, сказочный праздник посвящения. Теперь такие праздники – уже традиция. Волшебница Морская Фея, Золотые Рыбки, осьминожки, русалочки и даже пираты и Водяной «приходят» в гости к детям, дети с героями ныряют, прыгают, резвятся, а гордый Нептун, повелитель всех морей и океанов торжественно заводит малышей в воду. Эти герои сказок несут добро и зло, а дети своими действиями в бассейне, стараются превратить злого героя в доброго, скучного в весёлого, это побуждает к воспитанию положительных качеств личности, помогает детям преодолеть психологический барьер, легче прожить адаптационный период.
Все занятия проводятся в игровой форме, всё что интересно и понятно детям быстрее усваивается в игре. В. А. Сухомлинский писал: «Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный мир представлений, понятий об окружающем мире». Обучение плаванию в форме творческой игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребёнка, на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией. Оперировать вложенными в игру знаниями ребёнок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
Весь спектр новых ощущений в водной среде – состояние «полувесомости», лёгкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, погружённого в воду тела, массирующее воздействие воды на кожу – оказывает мощное воздействие на психику ребёнка и его организм. И моя задача: умело придать этим впечатлениям радость, удовлетворение и разумно использовать их в дальнейшем обучении. Я стараюсь похвалить ребёнка, одобрить его действия, придать ему уверенности в своих силах, что способствует развитию волевых качеств ребёнка. Стараюсь разговаривать с детьми мягко, нежно, образно, использую потешки, приговорки, народные песенки, элементы театрализованной деятельности. Например: «Ой, лады, лады, лады, не боимся, мы, воды….», «Водичка, водичка, умой моё личико….» и т. д. Использую игровые упражнения: «Купаются собачки» - дети ползают по дну бассейна на четвереньках, «Купаются медвежата», «Крокодилы»- передвигаются на руках по дну, «Открываем мостик»- сидят в воде и поднимают животики, «Включаем фонтанчики» - сидят в воде и выполняют движения ногами, и др. Когда дети уже освоились с водой, я увеличиваю глубину в бассейне и ввожу новые игры с бегом и прыжками в воде: «Бегите ко мне!», «Утка, утята», «Солнышко и дождик», «Добежим до мячика» и др. Благодаря играм, ум ребёнка становится живее, впечатлительнее, острее. Ребёнок быстрее находит выход из затруднительной ситуации. Игра выступает как одна из форм наиболее активной жизнедеятельности личности, к которой ребёнок всеми доступными ему средствами стремится к самопознанию, самовыражению, самосовершенствованию. Поэтому, я стараюсь, чтобы каждое занятие в бассейне приносило детям радость и счастье. И когда я вижу, как дети импровизируют, играют, вживаясь в образ, мне кажется, что передо мной раскрываются внутренние лепестки прекрасного цветка. Также провожу свободные занятия «Воскресенье в бассейне».
Для некоторых детей погружение и ныряние в воду также психологический барьер. Но использование игр смягчают его преодоление. Применение таких игровых упражнений, как «Островки», «Нос утонул», «Глазки в воде» и др. помогает справиться с этим.
Вместе с этим дети знакомятся со свойствами воды. Вода прозрачная – видят игрушки на дне бассейна, и стараются их достать. Такие игры как «Найди клад», «Водолазы», помогают им в этом. Постепенно увеличиваю глубину воды в бассейне незаметно для детей. Даже когда дети уже осваивают упражнения следующего этапа обучения «Поплавок», «Медуза», «Морская звезда», они сами удивляются, что в бассейне так много воды и он такой глубокий. Они говорят: «Ого, сколько воды!», с удовольствием ныряя в воду. Тут же дети знакомятся с выталкивающей силой воды, погружая в неё мячик, а он с силой выпрыгивает из воды, или любую игрушку, которая потом плавает на поверхности. Дети знают, что если сделать вдох и наполнить лёгкие воздухом, нырнуть в воду, то постепенно водичка вытолкнет их на поверхность. Наряду с этими упражнениями попутно решается важная задача – умение задерживать дыхание. А как любят дети играть в подвижные игры «Кто дольше просидит под водой», «Кто больше соберёт игрушек со дна», «Чья морская звезда самая красивая», «Хоровод»!
На своём опыте я убедилась, что дети осваивают навык плавания каждый индивидуально, в зависимости от своего внутреннего ритма. Я стараюсь этот ритм открыть. Бывает так, что у ребёнка что-то не получается, и у него пропадает интерес к занятиям по плаванию. Моя задача состоит в том, чтобы этот интерес никогда не пропадал, поэтому каждому ребёнку стараюсь уделить как можно больше внимания, беседую с ним, подбираю индивидуальные упражнения, которые ему больше нравятся и у него лучше получаются, для того, чтобы ребёнок почувствовал уверенность в своих силах, подбадриваю его.
С удовольствием выполняют дети упражнения на дыхание «Пускаем пузыри», «Водолазы». Это тренирует дыхательные мышцы и является профилактикой бронхита. У нас в бассейне дети занимаются не только плаванием, но и акробатикой в воде. Дети выполняют кувырки вперёд и назад, стойку на руках в воде, игровое упражнение «Винтик» - перевороты на грудь и на спину, элементы синхронного плавания : подныривание под предметы, лежание и скольжение в парах, переход из упражнения «поплавок» в «звезду» и т. д, множество вариаций с доской и обручем, что делает прыжковую зону очень динамичной. Прыжки в воду – любимейшее занятие детей. Дети прыгают в «КОЛОДЕЦ», в вертикальный и горизонтальный обруч.
Иногда ребёнок хочет прыгать, но топчется и не может решиться, я всегда выжидаю, пока он решится сам. Мы с детьми придумываем сами более сложные варианты упражнений, например, нужно прыгнуть в воду и пускать пузыри со дна, прыгнуть в воду и проплыть под доской или надувной игрушкой как под мостиком, прыгнуть в воду спиной или боком. Плаваем, держа доску под животом, соблюдая равновесие и определяя победителя. В роли победителя бывает каждый, когда у ребёнка бывает момент своего собственного достижения, мы обязательно отмечаем это с детьми. Делаю медали, вырезая их из кругов. Форма наград разная: рыбки, дельфинчики, привязанные на тесёмочку. Это личная медаль ребёнка, она очень стимулирует детей! Для достижения цели проявляется характер ребёнка, где нужно преодолеть себя и справиться с трудностью. Все умения, которые приобретаются на занятиях по плаванию, активно применяются на досугах, развлечениях и праздниках на воде.