Папки-передвижки

Из опыта работы «Основные методики по обучению плаванию детей дошкольного возраста»

Татьяна Аркадьевна Соломина
Из опыта работы «Основные методики по обучению плаванию детей дошкольного возраста»

Из опыта работы : Основные методики, используемые в работе по обучению плаванию детей дошкольного возраста.

Методы обучения характеризуются тем, что каждый из них обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. В данном педагогическом опыте используются разнообразные методы и приёмы :

Публикация «Из опыта работы „Основные методики по обучению плаванию детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

словестные: беседы, рассказы, использование художественного слова, загадок, сказок;

наглядные: показ демонстрационного материала (иллюстрации водных обитателей, техники различных способов плавания;

практические: ориентированы на активную позицию ребёнка и формирование оперативной стратегии деятельности, участие детей в проведении водных развлечений и праздников в бассейне;

игровые: все игры, в зависимости от того по чьей инициатив они возникают;

• исследовательские методы при изучении свойств воды;

Акватория бассейна – это прежде всего иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребёнка, его психическим качествам. Поэтому я считаю, что нужен особый адаптационный период. Занятия начинаю с экскурсии в бассейн. Детей встречает Золотая Рыбка, красивая, блестящая, её чешуя так и переливается на солнце, а вот и гордый Нептун и его красавица дочь Русалочка. Дети приходят на занятия в бассейн с разными установками: один радуется, другой насторожен, а третий испуган. Важность адаптационного периода очень велика, и каждый ребёнок проходит его по – своему, очень важно прожить этот начальный этап вместе с ребёнком, сохранить эмоционально – позитивное отношение к воде, чтобы вода стала другом детей, чтобы они влюбились в воду, чтобы они радовались и стали настоящими «жителями воды». Поначалу я объясняю детям, что вода может «вести себя» по – разному: может доставлять не только удовольствие, но и определённые неприятности (брызги в глаза, уши, на лицо, очень важно после этого приключения вывести ребёнка из состояния испуга. Очень часто дети шалят, балуются, у кого-то из них может возникнуть негативная эмоция, его толкнули, и он хлебнул воды, настроение испорчено, а я его ласково успокаиваю и помогаю ребёнку пережить эти первоначальные встречи с водой. Применение разнообразных игровых приёмов, развлечений в адаптационный период позволяет ребёнку быстро освоиться в незнакомой для него среде – воде и продвинуться к главной цели – научиться плавать. Это фантастическое переживание, когда я вижу, что ребёнок чувствует себя в воде свободно. У меня на занятиях многие 4-х летние дети уже умеют свободно лежать на воде, надолго задерживая дыхание и выполнять различные плавательные движения. Чем богаче представления детей, тем разнообразнее и шире становятся их собственные приобретения, поэтому мною собран богатый материал по загадкам и стихам о речных и морских обитателях и их особенностях поведения, который активно применяю на праздниках.

С малышами, которые только начинают заниматься в бассейне, я провожу яркий, сказочный праздник посвящения. Теперь такие праздники – уже традиция. Волшебница Морская Фея, Золотые Рыбки, осьминожки, русалочки и даже пираты и Водяной «приходят» в гости к детям, дети с героями ныряют, прыгают, резвятся, а гордый Нептун, повелитель всех морей и океанов торжественно заводит малышей в воду. Эти герои сказок несут добро и зло, а дети своими действиями в бассейне, стараются превратить злого героя в доброго, скучного в весёлого, это побуждает к воспитанию положительных качеств личности, помогает детям преодолеть психологический барьер, легче прожить адаптационный период.

Все занятия проводятся в игровой форме, всё что интересно и понятно детям быстрее усваивается в игре. В. А. Сухомлинский писал: «Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный мир представлений, понятий об окружающем мире». Обучение плаванию в форме творческой игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребёнка, на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией. Оперировать вложенными в игру знаниями ребёнок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Весь спектр новых ощущений в водной среде – состояние «полувесомости», лёгкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, погружённого в воду тела, массирующее воздействие воды на кожу – оказывает мощное воздействие на психику ребёнка и его организм. И моя задача: умело придать этим впечатлениям радость, удовлетворение и разумно использовать их в дальнейшем обучении. Я стараюсь похвалить ребёнка, одобрить его действия, придать ему уверенности в своих силах, что способствует развитию волевых качеств ребёнка. Стараюсь разговаривать с детьми мягко, нежно, образно, использую потешки, приговорки, народные песенки, элементы театрализованной деятельности. Например: «Ой, лады, лады, лады, не боимся, мы, воды….», «Водичка, водичка, умой моё личико….» и т. д. Использую игровые упражнения: «Купаются собачки» - дети ползают по дну бассейна на четвереньках, «Купаются медвежата», «Крокодилы»- передвигаются на руках по дну, «Открываем мостик»- сидят в воде и поднимают животики, «Включаем фонтанчики» - сидят в воде и выполняют движения ногами, и др. Когда дети уже освоились с водой, я увеличиваю глубину в бассейне и ввожу новые игры с бегом и прыжками в воде: «Бегите ко мне!», «Утка, утята», «Солнышко и дождик», «Добежим до мячика» и др. Благодаря играм, ум ребёнка становится живее, впечатлительнее, острее. Ребёнок быстрее находит выход из затруднительной ситуации. Игра выступает как одна из форм наиболее активной жизнедеятельности личности, к которой ребёнок всеми доступными ему средствами стремится к самопознанию, самовыражению, самосовершенствованию. Поэтому, я стараюсь, чтобы каждое занятие в бассейне приносило детям радость и счастье. И когда я вижу, как дети импровизируют, играют, вживаясь в образ, мне кажется, что передо мной раскрываются внутренние лепестки прекрасного цветка. Также провожу свободные занятия «Воскресенье в бассейне».

Для некоторых детей погружение и ныряние в воду также психологический барьер. Но использование игр смягчают его преодоление. Применение таких игровых упражнений, как «Островки», «Нос утонул», «Глазки в воде» и др. помогает справиться с этим.

Вместе с этим дети знакомятся со свойствами воды. Вода прозрачная – видят игрушки на дне бассейна, и стараются их достать. Такие игры как «Найди клад», «Водолазы», помогают им в этом. Постепенно увеличиваю глубину воды в бассейне незаметно для детей. Даже когда дети уже осваивают упражнения следующего этапа обучения «Поплавок», «Медуза», «Морская звезда», они сами удивляются, что в бассейне так много воды и он такой глубокий. Они говорят: «Ого, сколько воды!», с удовольствием ныряя в воду. Тут же дети знакомятся с выталкивающей силой воды, погружая в неё мячик, а он с силой выпрыгивает из воды, или любую игрушку, которая потом плавает на поверхности. Дети знают, что если сделать вдох и наполнить лёгкие воздухом, нырнуть в воду, то постепенно водичка вытолкнет их на поверхность. Наряду с этими упражнениями попутно решается важная задача – умение задерживать дыхание. А как любят дети играть в подвижные игры «Кто дольше просидит под водой», «Кто больше соберёт игрушек со дна», «Чья морская звезда самая красивая», «Хоровод»!

На своём опыте я убедилась, что дети осваивают навык плавания каждый индивидуально, в зависимости от своего внутреннего ритма. Я стараюсь этот ритм открыть. Бывает так, что у ребёнка что-то не получается, и у него пропадает интерес к занятиям по плаванию. Моя задача состоит в том, чтобы этот интерес никогда не пропадал, поэтому каждому ребёнку стараюсь уделить как можно больше внимания, беседую с ним, подбираю индивидуальные упражнения, которые ему больше нравятся и у него лучше получаются, для того, чтобы ребёнок почувствовал уверенность в своих силах, подбадриваю его.

С удовольствием выполняют дети упражнения на дыхание «Пускаем пузыри», «Водолазы». Это тренирует дыхательные мышцы и является профилактикой бронхита. У нас в бассейне дети занимаются не только плаванием, но и акробатикой в воде. Дети выполняют кувырки вперёд и назад, стойку на руках в воде, игровое упражнение «Винтик» - перевороты на грудь и на спину, элементы синхронного плавания : подныривание под предметы, лежание и скольжение в парах, переход из упражнения «поплавок» в «звезду» и т. д, множество вариаций с доской и обручем, что делает прыжковую зону очень динамичной. Прыжки в воду – любимейшее занятие детей. Дети прыгают в «КОЛОДЕЦ», в вертикальный и горизонтальный обруч.

Иногда ребёнок хочет прыгать, но топчется и не может решиться, я всегда выжидаю, пока он решится сам. Мы с детьми придумываем сами более сложные варианты упражнений, например, нужно прыгнуть в воду и пускать пузыри со дна, прыгнуть в воду и проплыть под доской или надувной игрушкой как под мостиком, прыгнуть в воду спиной или боком. Плаваем, держа доску под животом, соблюдая равновесие и определяя победителя. В роли победителя бывает каждый, когда у ребёнка бывает момент своего собственного достижения, мы обязательно отмечаем это с детьми. Делаю медали, вырезая их из кругов. Форма наград разная: рыбки, дельфинчики, привязанные на тесёмочку. Это личная медаль ребёнка, она очень стимулирует детей! Для достижения цели проявляется характер ребёнка, где нужно преодолеть себя и справиться с трудностью. Все умения, которые приобретаются на занятиях по плаванию, активно применяются на досугах, развлечениях и праздниках на воде.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста» Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста». Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Основные методики по обучению плаванию детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 марта 2021 в 12:43
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Основные методики по обучению плаванию детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Аркадьевна Соломина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД