Галина Жильцова
Из опыта организации прогулок зимой
▼ Скачать + Заказать документы
Зимние прогулки, включающие такие компоненты, как наблюдения, труд, физические упражнения, подвижные, сюжетно - ролевые игры, являются эффективным средством всестороннего развития детей.
Особое внимание нужно обратить на наблюдения зимой природа как бы замирает, но и в эту пору можно дать детям достаточно обширный объем знаний о явлениях живой и неживой природы, найти в окружающем много полезного для развития кругозора, для воспитания любви и интереса к родной природе, бережного отношения к ней.
Публикация «Из опыта организации прогулок зимой» размещена в разделах
- Зима
- Зимние прогулки и наблюдения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
В течение зимы дети наблюдали за снегом. Прежде всего отметили, что с наступлением морозов снег не тает, как в конце осени. С помощью специально заготовленных деревянных палочек ребята измеряли глубину снежного покрова и сами делали вывод: больше снега накапливается у забора, построек, т. е. там, где есть какая - либо преграда.
Обратили внимание детей на то, что снег состоит из отдельных снежинок, дали задание рассматривать их. Ребята обнаружили, что снежинки имеют определенную форму, все они разные, похожи на звездочки. Для того чтобы детям было легче рассмотреть снежинки, предлагали поймать их на лист темной бумаги.
В середине зимы начали проводить наблюдения за характером падающего снега, связывали это явление с состоянием погоды: в тихую морозную погоду снежинки кружатся плавно и спокойно; при холодном ветре снег похож на белую крупу, которая катится по земле; в тихую теплую погоду он падает хлопьями. Рассматривая хлопья, дети убеждались, что они состоят из множества отдельных склеившихся снежинок.
В течение зимы познакомили детей с такими понятиями, как "снегопад", "метель", "сугроб", "оттепель", "поземка", "вьюга".
На прогулках учили не только наблюдать за снегом, но и отмечать его свойства. На собственном опыте ребята убедились, что в мороз снег сухой, рассыпчатый, плохо лепится. Во время же оттепели он становится мокрым и плотным и из него можно делать снежинки, крепость и т. д.
На одной из прогулок предложили ребятам слепить снежки без варежек, спросили, почему снег в руках становится влажным. С помощью воспитателя дошкольники сделали вывод: снег стал влажным от тепла рук.
На прогулках знакомили детей с твердым и жидким состоянием воды. Для этого выносили на участок воду и замораживали её, а затем вносили лёд в помещение, и он превращался в воду.
На одной из прогулок провели провели следующий опыт : набрали в две одинаковые бутылки теплую воду и вынесли на участок. Одну бутылку дети закопали в снег, другую поставили на открытое место. В конце прогулки, сравнили температуру воды в обеих бутылках, ребята отметили: под снегом она остывает медленнее. Этот опыт ещё раз помог доказать, что травам, деревьям и кустарникам зимой под снегом теплее.
На зимних прогулках постоянно организовывали наблюдения за растениями. Зимой деревья и кустарники не погибают, а только прекращают свой рост. Например, на поломанной ветке раскрыли почку и показали зачатки зеленных листочков. На клумбе выкопали из-под снега гвоздику, и дети увидели, что растение живое и зеленое. Срезали на прогулке несколько веточек и поставили их в вазу с водой в групповой комнате. Через некоторое время на них появились зеленые листочки.
Много внимания уделяли воспитанию бережного отношения к природе. Приучали детей не бегать, не играть в тех местах, где находятся кусты, где "отдыхают" зимой растения.
В конце зимы обращали внимание дошкольников на подтаявшие сугробы. Предлагали потрогать стену здания, нагретую солнцем. В конце февраля познакомили с понятием "проталина".
Любуясь вместе с детьми пушистым нарядом деревьев, воспитатель побуждал их высказывать свои впечатления, что способствовало формированию чувства прекрасного.
На прогулках зимой дети наблюдали за птицами и подкармливали их. Они усвоили названия многих зимующих пернатых, научились узнавать из по внешнему виду, голосу, даже научились различать следы некоторых птиц. Чтобы разнообразить наблюдения за пернатыми, давали детям задание понаблюдать, в какое время дня, в какую погоду - морозную или теплую - птицы чаще всего прилетают к кормушке, какую пищу предпочитают, как ведут себя по отношению к другим пернатым, какие птицы всегда держаться стайкой, какие поодиночке, где - на земле или на деревьях - чаще можно увидеть птиц, что они склевывают на деревьях. Обращали внимание на внешний вид и повадки разных птиц: воробьи прыгают по снегу, вороны ходят; воробьи в холодную погоду сидят неподвижно, нахохлившись, а в оттепель прыгают, летают, весело чирикают. На участке подвесили на веревочке кусочек сала. Дети с интересом наблюдали за синицей, которая, уцепившись лапами, обклёвывала сало со всех сторон.
Мы стремились научить детей понимать окружающую природу, радоваться её красоте. Воспитатель всегда давал оценку наблюдаемым явлениям, широко использовал стихи, пословицы, поговорки, загадки, употреблял сравнения, эпитеты.
На зимних прогулках много внимания уделялось трудовому воспитанию. После снегопада ребята подгребали снег к корням деревьев и кустарников, помогали расчищать свой участок и участок малышей.
Когда выпало много снега, дети построили снежный вал для хождения, горку для катания со ступеньками и лотком для подъема санок.
Сооружение на прогулках построек из снега способствовало воспитанию у ребят желания трудиться, умения работать в коллективе, а также закреплению конструктивных умений и навыков лепки.
Широкие возможности дает прогулка для осуществления физического развития детей. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания.
Понаблюдав за детьми на прогулке, можно заметить, что не все одинаково активны. Поэтому проводя физические упражнения и подвижные игры, мы старались охватить двигательной деятельностью всю группу. При этом обязательно учитывали особенности каждого ребенка: состояние здоровья, уровень овладения двигательными навыками.
Для развития основных движений широко использовали естественные препятствия. Например, предлагали перепрыгнуть через замерзшую лужу, подняться на горку и сбежать с неё, прокатиться по ледяной дорожке, перепрыгнуть подряд через несколько снежных валиков.
Дети с удовольствием метали снежки в цель, нарисованную на стене веранды. С большим интересом выполняли упражнение "Следопыт" (шли по следам взрослого, упражняясь в равновесии).
Широко использовали игры - эстафеты на лыжах, санках, со скольжением по ледяным дорожкам, с метанием снежков.
При организации и проведении подвижных игр и эстафет малоактивных детей включали в одну комнату с более сильными и энергичными. Это придавало детям уверенность, заставляло тянуться за более подготовленными сверстниками.
К концу зимы дошкольники стали активнее участвовать в наблюдениях за объектами и явлениями природы, сами находили интересное в окружающей их действительности, делились своими открытиями с воспитателем и товарищами.
Повысилась двигательная активность детей на прогулке.