Мархабат Тойшанова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Из личного опыта
Я и моя напарница, дружненько решили поучаствовать в конкурсе педагогического мастерства нашего детского сада "Воспитатель 2018".
Задание 1. Эссе.
Эссе «Моя педагогическая философия»
«Как ты сделаешь, так и будет. Лучше делай – лучше будет». В этом моя жизненная и педагогическая, в том числе, философия. Любая деятельность это: мотивация, цель, содержание, средства и результат.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Чем лучше выявлена мотивация, тем яснее цель и содержание работы. А после тщательнее подбираются средства реализации и получаем в итоге результат. Например, совместная деятельность с детьми «Театральная неделя». Подготовка состоит из нескольких этапов:
- выбор произведения - тема театральной недели/годовой задачи - возрастной критерий - заинтересованности детей тем или иным произведением (выясняется при проведении режимных моментов)
- распределение ролей – игры подвижные с персонажами в главной роли ( выявляется лучший артист данной роли: голос, манеры, пластика); ребенка часто выделяю (в любой режимный момент могу попросить «скажи, как кошечка», «пройдись, как лисонька» и т. д. - это даст настройку на роль); игры словесные: чтение потешек, пиктограммы по сказкам, фланелеграф с персонажами; работа индивидуальная/подгрупповая для развития четкости проговаривания слов;
- посильное участие детей в изготовлении/украшении костюмов (ребенок будет всем и каждому рассказывать, что именно он это сделал и что именно сделал)
- создание предметной среды (СРИ, репродукции, костюмы, настольные игры, театры разного вида, использование этюдов/упражнений по характеру героев сказки в любой режимный момент, продуктивная деятельность по сказке и тд.)
- беседа (привлечение детей к общению по содержанию сказки, к рассказыванию; объяснение артистичности, объяснение необходимости присутствия зрителей и т. д)
- показ малышам отдельных сценок (развитие коммуникативности, артистичности и т. д.)
Чем тщательнее подготовить каждый пункт предварительной работы, тем лучше будет результат.
Еще обучаясь в институте, я научилась качественно работать с информацией/методлитературой и узнала необъятный простор в выборе методов, приёмов и т. д. для того, чтобы заинтересовать детей к деятельности.
Во-первых, любое занятие человека, вызванное интересом, имеет свои плоды. Если же ребенку с раннего возраста заложить интерес к спорту, то спорт в жизни ребенка останется надолго или как профессия, или как образ жизни. Ведь недаром существует много спортивных династий.
Во – вторых, чтобы заложить интерес к деятельности, можно использовать любознательность малыша. В процессе работы с дошкольником необходимо создавать такие ситуации, которые потребуют решения новых задач. Пример из моей практики: ребенок (мальчик, средняя возрастная группа) заинтересовался математикой только после использования в индивидуальной работе в качестве раздаточного материала модельки транспорта, затем заменила модельки машин на картинки. В последующем, картинки или модельки были всегда под рукой малыша – например, отсчет фруктов вели в грузовой модели, а сравнение количества колес – на модели велосипеда т гоночной машины.
Миссия педагога состоит в создании условий, в которых ребенок проявит интерес к получению знаний, сможет их понять, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей, а затем использовать и сам.
Я использую в своей работе с детьми пособия познавательного и развивающего характера, дающие стимул к деятельности детей. Например, в подготовительной к школе группе, для уточнения и закрепления знаний по ОБЖ, совместно с родителями я изготовила бизиборд «Внимание! Опасно!». На бизиборде отражены некоторые предметы домашнего обихода, которые могут быть потенциальноопасными. Так как дети данной возрастной группы, будущие первоклассники (и какое –то время будут находиться дома одни, то я посчитала необходимым прочно закрепить знания как детям уберечь себя от опасности. Бизиборд является и атрибутом к СРИ, и напоминает об опасных предметах. Описание можно найти по ссылке https://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy-opyit/news8809.html.
В средней возрастной группе много материалов было в виде схематичного изображения, которые стимулировали к действиям (дорожки с геометрическими фигурами – работала по методу «Морфологический анализ»; схема постройки на стене – прикладывая строительный конструктор получали сооружение; нанизывая на щупальца осьминога колечки дети ориентировались на схематичное изображение количества и т. д.).
В нынешнем учебном году, в группе младшего возраста – примером служит уголок с интересными вещами: подушки с разными видами стимуляторов для развития мелкой моторики пальцев рук; подвесные корзинки с кольцами разного цвета (развитие мелкой моторики, развитие знаний цвета/формы); планшеты (пластмассовая решетка для раковины) в качестве основы для шнурования.
На мой взгляд - заложен интерес в ребенке, проходит естественное подталкивание к действиям, и педагог решает образовательные задачи.
В – третьих, выполняя разные действия с предметами, ребенок проявляет активность и инициативность. Дети задают вопросы, высказывают предположения, которые в итоге приводят к изготовлению новых пособий. Например, в уголке театрализации я изготовила огромный фланелеграф, в расчете на то, чтобы дети могли выкладывать картинки со своими друзьями вместе. При изучении потешки «Тили - бом», один ребенок задался вопросом «А что было потом?». Из этого вопроса я поняла о необходимости изготовления пособия «Что - сначала, что - потом». Чем лучше я разработаю тактику внедрения эффективной педагогической техники, тем лучше я получу результат. Результат в моей работе с детьми – это целевые ориентиры по возрастной категории.
Любая совместная деятельность это решение задач. С нашей стороны, как педагогов, имеющих в руках – методическую литературу, а в сердце – огонёк превратить обычное составление рассказа в увлекательное путешествие не составит труда и дает огромный опыт в применении на практике эффективных технологий воспитания, обучения и развития детей. Этим опытом я делюсь всегда и со всеми. Это выступление на семинарах – практикумах, МО разного уровня, оформлении статей в различных изданиях и отзывчивость на обращение педагогов нашего учреждения.
«Лучше делай – лучше будет» Чтобы работа была проведена лучше, чтобы прибавился опыт в своей деятельности, необходимо также саморазвитие педагога. Мы составляем собственный план, который помогает решать поставленные задачи; «шлифуем». Так мы учимся видеть и понимать детские мечты, стремления, опасения, образы и т. д. Всё чем живет каждый ребенок ежедневно – приобретает окраску и силу в работе педагога. Если приложить усилия и выполнять дело с желанием, то получим предполагаемый результат.
Воспитатель: Тойшанова М. М.