Мария Гусарова
Эссе «Я — музыкальный руководитель»
Я — музыкальный руководитель
IX Всероссийский конкурс «Воспитатели России»
Номинация: Лучший профессионал образовательной организации
ОПИСАНИЕ
«На свете есть много различных профессий
И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней
Чем та, кем работаю я»
Я –музыкальный руководитель… Почему я выбрала именно эту профессию? В далеком детстве, посещая музыкальную школу, мне казалось, что моя учительница по специальности – это Фея Музыки, а когда она брала в руки скрипку и начинала играть, я как будто переносилась в волшебный сказочный мир. Подрастая, мне нравилось играть в учителя: я рассаживала перед собой игрушки и начинала играть, представляя, что они - мои ученики. Закончив музыкальную школу, я так и не смогла распрощаться с миром музыки : сначала музыкальное училище, затем университет искусств…
Публикация «Эссе „Я — музыкальный руководитель“» размещена в разделах
Судьба распорядилась так, что в 2005 году я пришла работать музыкальным руководителем в детский сад. Передо мной открылся волшебный мир детства: мир детских улыбок, мир радости и смеха счастливых маленьких созданий, мир дошкольного детства. И вот я, состоявшийся музыкальный руководитель, и теперь сама дарю своим воспитанникам «волшебный мир музыки». И никогда, за годы моей музыкально-педагогической практики, я не пожалела о выборе своей профессии.
Быть музыкальным руководителем – это значит никогда не стоять на месте, постоянно двигаться вперед и идти в ногу со временем.
И сейчас, в наше время технического прогресса и информационно-коммуникационных технологий в этом мне помогает прохождение всевозможных курсов повышения квалификации, что позволяет совершенствовать качество образовательного процесса. Также, регулярно являюсь участником муниципальных и районных семинаров-практикумов, на которых делюсь опытом работы с коллегами, а также пополняю копилку своих знаний, смотря выступления других специалистов, всегда стараюсь вынести из таких мероприятий что-то новое для себя, применимое в моей работе.
Главная задача музыкального руководителя – развитие музыкальных способностей детей во всех видах музыкальной деятельности. Поэтому, всегда отрадно видеть счастливые глаза ребят, идущих на музыкальное занятие, радость на их лицах, когда они выступают перед родителями и большую гордость за себя и их сверстников, когда им покоряются элементы танцев, мелодии песен, когда они достигают высоких результатов в музыкальной деятельности.
В своей работе использую такие технологии, как:
- здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, игровое распевание, пальчиковые игры, подвижные музыкальные игры, динамические паузы, релаксация, гимнастика для глаз)
- информационно-коммуникационные технологии (ритмические схемы, презентации о композиторах, музыкальных инструментах, составе оркестра, музыкально-дидактические игры)
- технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности (театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи, основы театрального культуры, работа над спектаклем)
- технология развития танцевального творчества детей (соблюдение принципа свободы, накопление впечатлений от восприятия искусства, накопление опыта исполнительства (движение, сюжетные танцы, развитие основных музыкально-ритмических способностей; оснащения музыкального танцевального творчества музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.)
Направления (содержание) (в соответствии с задачами) Технологии (в соответствии с содержанием) Результат (в соответствии с задачми)
Цель: развитие творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности
Задача 1: развитие творческих способностей и творческой самостоятельности
дошкольника - формирование мотива, реализующего потребность в социально
значимой и социально оцениваемой деятельности.
- Развитие готовности к самостоятельной деятельности, а также, к сотрудничеству и дружбе.
Игра на
развитие
мимики и
жестов:
«Изобрази
эмоцию»,
«Что я
делал?»
Игра-
викторина
«Узнай и
изобрази» - Ребенок воплощает свои замыслы собственными силами и организовывает
деятельность других детей;
-контролирует внимание
Задача 2: овладение импровизационными умениями Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
творческих заданий
Создание пластические импровизаций под музыку разного характера;
Создание образов с помощью жестов и мимики Игра
«Дополни
образ»
Пластические
Этюды:
«Изобрази
героя сказки»,
«Выбери
героя», «Подбери
себе костюм»,
«Угадай, кто?»
«Узнай – изобрази» Ребенок определяет состояние персонажа по схематическим рисункам;
- может подбирать собственные выразительные жесты и мимику;
принимает позы в соответствии с настроением и характером изображаемого
героя;
-изменяет свои переживания, выражение лица, походку, движения в
соответствии с эмоциональным состоянием
Задача 3: развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности - умение строить рассуждения в форме связи простых
суждений об объекте Словесная игра «Придумай рифму»,
Придумывание и рассказ собственных сказок Ребенок: -передает образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
-понимает и эмоционально выражает различные состояния персонажа с
помощью интонации;
- выразительно читает диалогический стихотворный текст, правильно и
четко произнося слова с нужными интонациями
Задача 4: совершенствование познавательных процессов Игра-
драматизация:
«Театральные
профессии»
Игра-
викторина
«Что я знаю о
театре»
Показ презентаций и видео-роликов о театре, актерах и профессиях театра. Ребенок знает назначение театра;
- деятельность работников театра;
- виды театров;
- виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр
зверей, клоунада.
Одним из эффективных методов своей работы считаю метод сотрудничества взрослых и детей (совместные спектакли, театральные постановки, музыкальные флешмобы, совместные танцы)
Такой метод работы позволяет установить тесный дружественный контакт между педагогом и ребенком, позволяет глубоко раскрыть творческий потенциал как дошкольников, так и педагогов детского сада: совместные спектакли, совместные танцевальные композиции приносят непередаваемую радость детям, а ведь создание комфортной психологической атмосферы и атмосферы праздника – это одна из главных задач, стоящих перед музыкальным руководителем ДОУ. Также, применяя этот метод в своей профессиональной деятельности, я устанавливаю тесный контакт с родителями воспитанников и повышаю их авторитет в глазах детей.
Мои воспитанники, выходя из стен детского сада, продолжают открывать для себя мир музыкального искусства : многие ребята посещают Детскую Школу Искусств города Наро-Фоминска – и это мое самое главное достижение, как музыкального руководителя.
Мне бы очень хотелось, чтобы наши маленькие воспитанники считали детский сад своим вторым домом, чтобы каждый день наполнялся для них теплотой, уютом и добрыми улыбками нас, взрослых. И тогда, ребенок обязательно будет расти инициативным, самостоятельным, психически и физически здоровым. А я, в свою очередь, как музыкальный руководитель, буду продолжать дарить свет, учить любить, понимать, сопереживать, чувствовать. Ведь только мир музыки помогает мне создавать гармоничную личность ребенка, которая в будущем всегда будет находить выход из любой ситуации с достоинством и честью.