Людмила Довгун
Итоговые показатели готовности ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговые показатели
Коммуникативные способности
Дети должны научиться:
Демонстрировать готовность к совместным действиям с взрослыми и сверстниками;
Адекватно вести себя в привычных ситуациях;
Пользоваться невербальными способами общения (телом, мимикой, жестом);
Выражать свои потребности в доступной для общения форме;
Осознавать свое реальное «Я»;
Публикация «Итоговые показатели готовности ребенка к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Уметь налаживать социальные контакты и совместные действия;
Вырабатывать черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию.
Сенсорные функции
Дети должны научиться:
Различать свойства и качества предметов (величина, форма, цвет);
Выполнять группировку предметов по данному признаку (цвет, форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, величина (большой - маленький, широкий – узкий, длинный – короткий, тонкий – толстый, высокий – низкий);
Складывать целое из 10-12 кубиков;
Выполнять задания на пространственную ориентировку на листе бумаги по точкам, клеточкам.
Графо-моторные навыки
Дети должны научиться:
Выполнять согласованное движение руками под речевое сопровождение;
Ориентироваться по схеме собственного тела на плоскости, а также на листе бумаги, определяя и показывая «право - лево»;
Уметь проводить прямые, волнистые, ломаные линии, обводить и заштриховывать контуры геометрических фигур и простых предметов;
Удерживать пишущий предмет, оперирование им, работа в тетрадях по образцу.
Рекомендации дефектолога
Правильно сидеть при письме;
Правильно держать карандаш (ручку) во время письма;
Ориентироваться на странице тетради, различать лево – право, середина, верх – низ;
Производить обводку предметов по шаблону любой формы;
Проводить прямые, волнистые, наклонные, ломаные линии, не отрывая карандаша (ручки) от листа бумаги;
Производить горизонтальную, вертикальную, наклонную штриховку предметов разной формы;
Выполнять элементы букв: прямые и наклонные палочки, линии, овалы, соблюдая строку, размер, интервал;
Работать с образцом: анализировать, использовать его для проверки и дорисовывать по клеткам вторую половинку рисунка;
Продолжать орнамент по клеткам;
Выполнять графические задания в клетку под диктовку, соблюдая заданное количество клеток;
Рисовать по клеткам картинки по лексическим темам;
Раскрашивать предметный рисунок, сюжетную картинку цветными карандашами.
Познавательные процессы
Дети должны научиться:
Выполнять игровые упражнения по развитию внимания, памяти;
Пользоваться совокупным методом проб и аналитической деятельности, как основным способом решения проблем практических задач;
Воспринимать целостные сюжеты (ситуации, изображение на картинках с опорой на свой реальный опыт, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.
Ознакомление с окружающим миром и формирование речевых навыков
Дети должны научиться:
Знать лексический словарь по теме «Школа», «Школьные принадлежности», «Класс», «Ученики», «Учитель»;
Знать и дифференцировать временные понятия;
Выделять картинки с изображением определенного времени года из ряда других, объясняя признаки; раскладывать их в определенной последовательности; составлять рассказы;
Выделять картинки с изображением школьной темы, рассматривать их, составлять по ним предложения, рассказы, раскладывать в логической последовательности.
Рекомендации логопеда
Речевое развитие
К школе ребенок должен овладеть грамматически правильной разговорной речью.
Развитие словаря
В активном словаре употреблять слова, обозначающие предметы и явления по всем лексическим темам; сложные слова (снегопад, ледоход, трудолюбивый и т. д.); однокоренные слова (солнце, солнечный, подсолнух); слова-синонимы (большой – огромный, слова – антонимы (горячий – холодный);
Называть одним словом (обобщать) группы предметов: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Транспорт», «Животные», «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран», «Инструменты»;
Называть части тела и части предметов;
Понимать и использовать в речи простые и сложные предлоги (на, в, под, из-под, из-за, между и т. д.).
Грамматический строй речи
Употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа (стол – столы, рот – рты, пень – пни);
Образовывать существительные множественного числа в родительном падеже («Много чего?» : шаров, книг, ведер и т. д.);
Образовывать и использовать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кружка – кружечка, гладкий – гладенький);
Согласовывать прилагательные с существительными (теплый день, теплая кофта, теплые носки);
Согласовывать существительные с числительными (три снеговика, пять снеговиков);
Знать названия детенышей животных (у кошки – котенок, у зайчихи - зайчонок, у собаки – щенок).
Связная речь, речевое общение
Знать сведения о себе, своей семье, домашний адрес; временные представления: части суток, дни недели, времена года;
Иметь навыки ведения диалога, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы полно или кратко;
Составлять простые предложения по вопросам;
Составлять описательные рассказы, загадки – описания о предметах;
Пересказывать знакомые сказки, рассказы; уметь отвечать на вопросы по тексту;
Составлять рассказ по картине, серии картин;
Знать наизусть стихотворения, потешки;
Рассказывать о собственных наблюдениях за погодой, объектами и явлениями природы, своей деятельности.
Навыки фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза
Уметь повторять цепочки слогов (ба – па, па – ба, па – ба – па,
да – та – да, са – ша – са, са – ша – ша, жа – ша – жа, и т. д.);
Уметь выделять начальный гласный звук из слов (осень, уши, астра);
Уметь выделять конечный согласный из слов (кот, суп, лимон);
Уметь выделять начальный согласный из слов (мост, дом, банка);
Подбирать слова на заданный звук;
Выделять заданный звук на фоне слова;
Определять последовательность звуков в слове;
Определять количество звуков в словах.
Навыки по обучению грамоте
Дети должны научиться:
Знать гласные и согласные звуки, буквы и их артикуляцию;
Уметь сливать согласные звуки с гласными;
Дифференцировать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные;
Знать образование слова;
Уметь делить слово на слоги;
Составлять из слов предложения;
Составлять из предложений рассказ.
Математические навыки
Дети должны научиться:
Выполнять математический счет до 10 и обратно;
Уметь писать цифры, соотносить цифры с числом;
Уметь соотносить с графической карточкой круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
Дифференцировать группы предметов по количеству, соотнося с понятиями «больше», «меньше»;
Решать примеры;
Решать задачи.
При подготовке к школе необходимо прививать у детей такие важные личностные качества как самостоятельность и ответственность, поэтому в 7 лет ребенок должен уметь :
Самостоятельно выполнять гигиенические процедуры;
Полностью одеваться на прогулку, в школу;
Наводить порядок в своей комнате;
Иметь 3-4 обязанности по дому: чистить обувь, протирать порог, ходить за хлебом, выносить мусор и др.
Уметь самостоятельно собрать портфель в школу;
Приготовить рабочее пространство на столе;
Уметь открывать и закрывать входную дверь в дом;
Приготовить незатейливый завтрак, ужин;
Уметь пользоваться без вреда для здоровья электрическими приборами;
Понимать, где существует опасность для его жизни;
Знать правила дорожного движения;
Уметь сходить в ближайший магазин.
Ключевым моментом подготовки детей в школу является профилактическая работа по предупреждению проблем адаптации детей в школе. Развитие наиболее важных для обучения характеристик в этом возрасте оказывается наиболее легко осуществляемым и позволяет добиться наилучших результатов: практически избавить будущих первоклассников от проблем в процессе дальнейшего их обучения.