Айсулу Барлыбаева
Итоговое занятие за первое полугодие по математике в средней группе в ДОУ «Путешествие в королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие за первое полугодие непосредственной образовательной деятельности образовательной деятельности "Познание"
Формирование элементарных математических представлений.
Воспитатель: Барлыбаева Айсулу Жоламановна.
Группа : средняя
Тема: «Путешествие в королевство».
Цель: обобщить полученные знания.
Задачи.
Публикация «Итоговое занятие за первое полугодие по математике в средней группе в ДОУ „Путешествие в королевство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Итоговые занятия
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Закрепить прямой счет, порядковый в пределах 5, знание цифр в пределах 5, обозначать количество предметов цифрой.
- Закрепить навыки при сравнении предметов по величине: длине, ширине, высоте.
- Закрепить умение отсчитывать заданное количество предметов по числу, сравнивать предметы, множества, закреплять способы уравнивания двух групп предметов.
- Уточнить знания дней недели, развивать логическое мышление, внимание.
- Различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, характерные особенности.
- Учить детей прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга.
- Воспитывать интерес к занятиям математикой, сопереживание и добросовестное отношение к делу.
Методические приёмы. Игровой приём (использование сюрпризных моментов). Наглядный (использование иллюстрации). Словесный приём (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). Поощрение, анализ занятия.
Демонстрационный (наглядный) материал : «письма» с заданиями; иллюстрации со сказочными героями (Буратино, Артемон, Мальвина, Карабас-Барабас); набор предметных карточек; плакат для порядкового и количественного счета, замок с геометрическими фигурами; картинка с изображением двух дорожек, с черепахой, зайцем, двумя деревьями, солнцем и облаком; набор цифр от 1 до 5; иллюстрация с изображением клоуна, пирамидки, неваляшки, машины, мяча.
Действующий персонаж: Весна.
Раздаточный материал : карточки с двумя полосками, набор цифр от 1 до 5 на каждого ребенка, предметы для задания: 5 матрешек, 5 уточек.
Предварительная работа: проведены занятия по счету и отсчету предметов в пределах 5-ти по образцу и названному числу, по уравниванию групп предметов двумя способами, по сравнению предметов по длине, ширине, даны начальные знания о днях недели, даны знания о геометрических фигурах.
Ход занятия.
I. Организационный момент. «Подари улыбку».
(Дети стоят на ковре)
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. Ребята, у нас гости. Давайте пожелаем нашим гостям здоровья, и скажем «Здравствуйте!»
II. Основная часть.
(Дети продолжают находиться на ковре)
Воспитатель.
По долинам, лесам и лужайкам,
Пробуждая природу от сна,
Не как гостья, а словно хозяйка
Молодая приходит весна.
(Входит Весна в наряде с корзинкой цветов и зеленых листьев).
Воспитатель. А вот и Весна к нам в гости пожаловала. Весна-красна, что ты в подарок нам принесла?
Весна. Здравствуйте, взрослые и дети! Ребята, пройдите на свои места, и я продолжу свой рассказ.
(Дети садятся за столы)
(Читает стихотворение и показывает картинки по содержанию).
Принесла я для лугов покрывало из цветов.
Принесла я для полей стены звонкие дождей.
Принесла для ёлки – новые иголки.
Для осин и для берез – свежих листьев целый воз.
(Преподносит корзину с цветами и зелеными листьями).
Весна. Ребята, я побывала во многих местах на Земле. Весеннее настроение повсюду. Я заглянула в одно королевство, а там живет и правит злой волшебник. Он заколдовал всех жителей и не впускает меня – Весну в свое царство. Помогите им, пожалуйста, избавиться от чар злого волшебника, потому что я одна с ним не справлюсь. Но злой волшебник поставил условие: вы должны выполнить все его задания, только тогда все жители будут расколдованы. Я узнаю, когда злые чары развеются, и сама приду в это королевство, чтобы заполнить его весенним настроением. А сейчас «До свидания! Мне пора идти дальше».
Воспитатель. Ребята, давайте поможем жителям королевства избавиться от злого волшебника и отправимся туда прямо сейчас. Чтобы попасть туда, надо произнести волшебные слова.
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Покружимся, повернемся.
Закроем глазки, скажем «Ах!»
И окажемся в гостях».
Воспитатель. Открываем глаза. Прежде чем приступим к выполнению заданий, проведем бразминку для ума. Отвечать нужно быстро и правильно.
III. Блиц-опрос.
- Какое сейчас время года? (Весна)
- Какой весенний месяц сейчас идет? (Май)
- Назовите части суток. (Утро, день, вечер, ночь)
- Какая сейчас часть суток? (Утро)
- Сколько пальцев на руке? (Пять)
- Сколько солнышек на небе ночью? (Ни одного)
- Сколько всего дней в неделе? (Семь)
- Назовите дни недели.
- Сколько цветов у светофора? Перечислите их.
Воспитатель. А теперь в путь. Посмотрите, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства, чтобы его открыть, нужно выполнить первое задание.
1 задание. «Геометрические фигуры».
Воспитатель. Какие геометрические фигуры вы видите на замке? (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).
- Фигуры какого цвета изображены на замке? (Красного, желтого и зеленого).
- Назовите фигуры красного цвета.
Ребенок. Один треугольник, круг и один квадрат все они красного цвета.
- Назовите геометрические фигуры желтого цвета.
Ребенок. Прямоугольник и второй квадрат - желтого цвета.
- Какой цвет еще не назван и, что это за фигура?
Ребенок. Один треугольник зеленого цвета.
В-ль. Что общего между квадратом, прямоугольником и треугольником?
Ребенок. У всех этих фигур есть углы и стороны.
В-ль. Чем отличается квадрат от прямоугольника?
Ребенок. У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника противоположные стороны равны.
- Какая среди фигур лишняя? Почему?
- Ребенок. Круг. У круга нет углов.
Воспитатель. Вы с легкостью справились с этим заданием. Замок открыт, и мы можем зайти в королевство, где нас ждут еще испытания.
- Ребята, посмотрите на королевство, здесь находятся заколдованные жители. А вот и письмо с заданием. Выполним задание, расколдуем первого жителя.
2 задание. «Длина полосок».
На доске на переднем плане размещаются две дорожки – узкая и широкая. На узкой дорожке – заяц, на широкой – черепаха. На заднем плане – поляна. На поляне 2 дерева разной высоты, над деревьями - солнышко и облако.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Скажите, какие звери идут по дорожке? (Заяц и черепаха).
- Одинаковые ли дорожки по длине? (нет).
- Давайте сравним дорожки по длине. У кого из зверей дорожка длинная? (У зайца).
- У кого дорожка короткая? (У черепахи).
- Давайте сравним дорожки по ширине. Как это сделать?
- Надо приложить две дорожки и та, которая выступает снизу – широкая.
- У кого из зверей дорожка шире? (У черепахи). У кого уже? (У зайца)
Воспитатель. Посмотрите на поляну. Что растет на поляне? (Деревья)
- Одинаковые ли деревья по высоте? (Деревья разные по высоте).
- Что вы можете сказать об их величине? (Одно дерево – высокое, а другое – низкое).
- Какое по счету дерево высокое? (Первое дерево высокое).
- Какое по счету дерево низкое? (Второе дерево низкое).
- А где расположено солнышко? (Над деревьями).
- А что выше: солнышко или облако? (Солнышко).
- А что ниже: облако или солнышко? (Облако).
Воспитатель. Молодцы! Быстро справились с этим заданием, тем самым помогли расколдовать первого жителя.
(Воспитатель переворачивает силуэт Буратино).
- Ребята, кого вы расколдовали? (Буратино).
- Буратино предлагает немного отдохнуть и сделать с ним разминку.
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Буратино потянулся.
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел
На разминку к нам пришел.
Э-ге-ге! Нагнулись ниже.
Наклонились к полу ближе.
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Что, понравилось, дружок?
Получай-ка - Чмок! Чмок! Чмок!
Воспитатель. Давайте продолжим наше путешествие по королевству. А вот и силуэт другого заколдованного жителя. А здесь письмо с заданием.
3 задание. «Порядковый счет».
Воспитатель. Это задание индивидуальное. Злой волшебник заколдовал все цифры, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждой цифре встать на свое место. Расставьте их по порядку, от меньшего к большему.
(Каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд от 1 до 5 на столе, а один ребенок работает у доски).
Воспитатель. Давайте посчитаем числа по порядку так, как вы их расставили.
(На доске висит картинка с изображением клоуна, пирамидки, неваляшки, машинки, мяча).
Воспитатель. Посмотрите на картинку на доске. Посчитайте сколько игрушек изображено на картинке и покажите эту цифру. (Пять).
(Спросить 2-3 детей индивидуально)
- Какой по счету стоит грузовик? (Четвертый).
- Какой по счету стоит пирамида? (Вторая).
- Какая игрушка стоит на пятом месте? (Мяч)
- Какая игрушка стоит на третьем месте? (Неваляшка).
Воспитатель. Задание выполнено, а значит, расколдован второй житель. Скажите, кто это?
Ребенок. Пес Артемон.
Воспитатель. Ребята, Буратино и Артемон просят вас скорее расколдовать их друга. А вот и следующее письмо с заданием. Давайте скорее приступим к его выполнению.
4 задание. «Сравнение предметов».
Воспитатель. Сейчас будем работать с карточками с двумя полосками. Выкладываем предметы на полосках – верхней и нижней, слева направо.
- Выложите на верхнюю полоску 5 матрешек.
- Выложите на нижнюю полоску 4 уточки.
- Давайте сравним: чего больше матрешек или уточек?
- Чего меньше уточек или матрешек?
- Что надо сделать, чтобы матрешек и уточек стало поровну? (Добавить 1 уточку или убрать 1 матрешку).
(Добавляем уточку).
- Что теперь можно сказать о количестве матрешек и уточек? (Стало поровну. Матрешек столько же, сколько и уточек)
- Я расположу матрешек по кругу. А уточек расставлю в ряд. Скажите сколько матрешек? Сколько уточек?
- Какой вывод можно сделать при изменении расположения предметов? (Если расположение предметов поменялось, то количество не меняется).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот и третий житель королевства расколдован. Скажите, кто она? (Мальвина).
- Все испытания пройдены, злые чары сняты. Скажите, из какой сказки эти герои? («Золотой ключик или приключения Буратино»).
- Ребята, а вот тот самый злой волшебник. Кто он? (Карабас-Барабас)
- Ребята, он оставил письмо.
«Дорогие ребята и маленькие жители королевства,
мне очень стыдно за свои поступки.
Я сильно раскаиваюсь, что причинил вам много зла.
Простите меня, пожалуйста, я больше так не буду.
Я буду жить дружно».
- Ребята, давайте простим Карабаса-Барабаса. Пусть остается в королевстве и дружно живет со своими маленькими жителями.
Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад, закройте глаза и произнесите волшебные слова.
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Покружимся, повернемся.
Закроем глазки, скажем «Пока!»
И в детский сад возвращаться пора».
Воспитатель. Открываем глаза. Мы прошли все испытания, навели порядок в королевстве и всех помирили. Жители очень довольны и благодарны вам за оказанную помощь.
V. Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, Весна тоже волшебница и она уже в курсе событий, что злые чары в королевстве развеяны. Она отправилась к ним, чтобы наполнить их королевство весенним настроением. Она благодарит вас за отзывчивость и доброту.
- Вам понравилось путешествие?
- Кому мы помогали?
- Какие испытания вы прошли?
Ребята. Мы считали предметы, сравнивали их количество, сравнивали фигуры по цвету, величине и форме.