Бондаренко Наталья
Итоговое занятие по развитию речи «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по речевому развитию на тему :
«Жизнь и творчество Л. Н. Толстого»
Цель: обобщение и закрепление знаний детей по данной теме
Задачи:
Образовательные: обобщить знания детей, осмысливая и оценивая характеры героев рассказов, анализируя их поступки; совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Толстой Л.Н.
- Темочки
Развивающие : продолжать развивать связную речь, умение строить полные предложения, делать выводы; развивать логическое мышление, память, творческое воображение.
Воспитательные: воспитывать и пробуждать интерес, любовь к произведениям художественной литературы прошлого века, любовь к родине, семье, людям.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, физическое развитие.
Работа над словарё м:
- развитие связной монологической речи посредством составления связного мини-рассказа
- активизация пассивного словаря;
- употреблении в речи относительных прилагательных с существительными.
Методы:
- Словесные: беседа, инструктаж, пояснение, комментарий
- Наглядный: предметные картинки, вещи, презентация
- Практический: ответы на вопросы, пересказ, дидактические и подвижные игры, с/р игра «юные экскурсоводы», игровые упражнения.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Планируемые результаты:
- усваивают новые слова и словосочетания, относящиеся к разным частям речи;
- образовывают слова, оканчивающиеся на суффикс ок^
- согласовывают слова в числе, роде, падеже;
- самостоятельно пересказывают отдельные моменты рассказа;
- обобщают полученные раннее знания, делают выводы;
- проявляют навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, ответственности.
Создание среды для организации и проведения ОД: интерактивная доска, «кузовок» (с фишками); «коробок» (с иллюстрациями, предметами и вещами); презентация «жизнь и творчество Л. Н. Толстого»
Ход НОД:
I Организационный момент:
Создание благоприятной психологической атмосферы. Игра-перестроение «(«каждому ребенку-своё-место»)». Проводит педагог. Сообщение темы занятия.
Педагог: Сегодня наше занятие будет посвящено одному очень известному человеку, который прославил Россию. Кто это? Вы узнаете, если отгадаете загадку:
Широкий лоб,
Проницательный взгляд.
Большая, белая борода,
Носил крестьянскую рубаху.
Очень любил детишек.
Написал много рассказов, басен, сказок
Для взрослых и ребят (ответ детей)
Правильно – это Л. Н. Толстой. Сегодня мы поговорим о нем и вспомним его рассказы.
- Посмотрите, ребята, у нас гости. Давайте поделимся с ними нашими знаниями?
( ответы детей: конечно поделимся)
Создание мотивационного компонента.
- Предлагаю на некоторое время «превратится в экскурсоводов» и отправиться в музей Л. Н. Толстого.
- А кто такие экскурсоводы? ( ответы детей: это люди, которые … и т. д.)
- А на чем мы можем уда отправиться? ( ответы детей: на поезде, машине, пешком, корабле и т. д.)
- Мы полетим на самолете, потому что музей находится далеко в Тульской области. А пока мы летим, (имитируем движения «пристегивание». «полёт», «заводим моторы» (проговаривание звуков «тр- р-р-р», «дын-дын») чтобы не было скучно поиграем в игру «рифмы-добавлялки» (по выбору детей)
Например: ру-ру-ру – взбираемся на гору
Са-са-са – в поле летает оса
Си-си-си – я еду на такси
За-за-за – в огороде коза
Ша-ша-ша – мама моет малыша
Ня-ня-ня – ты пойми меня и т. д.
Создание проблемного поля.
Вот мы удачно прилетели. Идём в музей, где жил и творил великий писатель. Проходите и присаживайтесь на свои места. (напомнить правила поведения в музее)
II Основная часть:
Беседа по слайдам презентации «жизнь и творчество Л. Н. Толстого»
1. Слайд: где родился будущий великий писатель?
2. Слайд:(Ясная Поляна). Почему она так называется? (не потому что светлая, а потому, что здесь прежде росло много ясеней).
3. Слайд: (молодой Л. Н. Толстой в военной форме). Почему Л. Н. Толстой в военной форме? (Поступил на военную службу и поехал служить на Кавказ, а затем в Крым. Он командовал артиллеристской батареей при обороне города Севастополя. За службу был награжден орденом и двумя медалями).
4. Слайд: (любимые занятия Л. Н. Толстого). Чем любил заниматься Л. Н. Толстой? (пахать землю, посадил яблоневый сад; совершать прогулки как пешком, так и верхом на лошади; любил трудиться; слушать музыку, играть на балалайке, ухаживал за пчелами т. д.
5. Слайд: (Л. Н. Толстой вместе с крестьянскими детьми). Что построил Л. Н. Толстой для крестьянских ребят? (школу)
6. Слайд: (произведения Л. Н. Толстого, «Азбука», книги для чтения). Что создал Л. Толстой?
7. Слайд: (совместные игры детей и Л. Н. Толстого)
Вывод: Л. Н. Толстой сам был и учителем, и воспитателем для крестьянских ребятишек. Он учил их добру, трудолюбию, справедливости, взаимопониманию, дружелюбию. Каким был Л. Н. Толстой? (ответы детей)
Л. Н. Толстой очень любил играть вместе с детьми. Поэтому, давайте мы тоже немного отдохнем и поиграем.
Дид. игра «Кузовок» : Водящий говорит: «Вот тебе кузовок, клади в него всё, что есть на «ок», за каждый правильный ответ ребенок из кузовка берет фишку. У кого больше фишек, тот и выигрывает.
Физ. минутка. (снятие напряжения, развитие координации речи с движением и пропеванием).
Подвижная игра: «золотые ворота»
«Золотые ворота, проходите господа,
Первый раз прощается
Второй раз воспрещается,
А на третий раз, не пропустим вас!»
Педагог: В каждом музее есть вещи, предметы, картины, которые принадлежат хозяину. У меня тоже есть необычный «короб». Он непростой, в нем собраны предметы, вещи, иллюстрации к рассказам Л. Толстого.
Совершенствовать умение составлять предложения
Я уду доставлять по одному предмету, а вы будете определять из какого рассказа и отвечать, что вы знаете о нём? Вы согласны? (ответы детей)
1. Рисунок «сливы» - из рассказа «Косточка» (небольшой рассказ ребенка; если ребенок затрудняется, педагог помогает и помогают остальные дети).
Делаем вывод: нельзя обманывать старших, говорить всегда правду.
2. Кукла (игрушка) – из рассказа «пожарные собаки» (откуда она взялась? Что произошло)
Вывод: быть внимательными, не оставлять огонь без присмотра; любить животных.
3. Волк (игрушка) – из басни «лгун» (врун, обманщик, придумать вместе с детьми слова синонимы).
Вывод: Говорить правду, не обманывать.
4. Рисунок «два товарища» - из басни «два товарища» ( Вывод: «сам погибай, а товарища выручай»)
5. Рисунок – «Умная галка» ( вывод: много трудиться, не лениться)
6. Лев (игрушка) – «Лев и собачка» (рассказы детей, вывод: уметь дружить, любить).
7. Шапка – ушанка; ребята, а эта шапка кому может принадлежать? ( ответы детей: Филиппку). Ответы на вопросы педагога. Вывод: учиться – всегда пригодится.
III Заключительная часть:
Способствовать формированию умений делать выводы с опорой на приобретенный опыт.
Итак, ребята, наше путешествие по музею Л. Н. Толстого, подходит к концу. Хочу у вас спросить: «Вам понравилось быть экскурсоводами? Самим всё показывать и рассказывать? (ответы детей). А что больше всего понравилось в нашем путешествии? Дома своим близким расскажите, где вы сегодня побывали.
Обращаюсь к гостям; Уважаемые гости! Вам понравилось путешествовать вместе с нами? Как вы думаете? Я могу нашим детям вручить значки «Юных экскурсоводов?» (вручение значков «юный экскурсовод»)