Марина Раду
«Ребёнок и природа». Итоговое занятие по ОБЖ в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Цели и задачи:
- Закреплять знания детей о разнообразии лекарственных и ядовитых растений, о разновидностях грибов.
- Формировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе.
- Формировать представление о разнообразии насекомых, учить детей правильно вести себя при встрече с ними.
- Закрепить правила тушения костра в лесу.
- Воспитывать у детей умение видеть, понимать и любить свою природу, бережно относиться ко всему живому.
- Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.
НОД.
Публикация «„Ребёнок и природа“, Итоговое занятие по ОБЖ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
В. - Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Мы совершим прогулку в лес, но в лес не настоящий, а тот, что расположен в нашем зале. Скоро лето, вы с родителями пойдете в лес за грибами, за ягодой и поэтому вы должны знать, какие опасности могут подстерегать в лесу. Идти мы будем по следам, которые оставил Старичок-Лесовичок.
Первый след:Прежде, чем войти в лес, давайте вспомним "лесные правила", как нужно вести себя в природе. (Дети называют "лесные провила" по рисункам).
- Не рви и не топчи полевые цветы.
- Не лови диких жиивотных и не уноси их домой.
- Не разоряй птичьи гнёзда.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не лови бабочек и других насекомых.
- Не убивай лягушек и жаб.
- Не разводи костёр.
Под запись пения птиц дети заходят в "лес".
Второй след: Мы с вами попали на грибную полянку. Старичок-Лесовичок приготовил вам загадки о грибах, он хочет узнать, знаете ли вы грибы (дети отгадывают загадки и показывают этот гриб на полянке).
В. - Молодцы, нашли все грибы правильно, а сейчас мы с вами поиграем.
Дидактическая игра "Съедобный грибок, положи в кузовок"
- Мы с вами наберём грибов в корзинку, для грибного супа (два ребёнка собирают грибы).
В. - Грибов полная корзина, давайте проверим, вкусный ли суп у нас получится. (Воспитатель показывает по одному грибочку из корзинки, дети их называют. Выясняют, не попали ли в корзину неъедобные грибы).
Подводим итог. Вопросы детям.
1. Какие несъедобные грибы вы узнали? (Мухомор, бледная поганка)
2. Можно ли собирать незнакомые грибы?
3. Можно ли есть сырые грибы? (Нужно варить, жарить, солить).
4. Нужно ли уничтожать ядовитые грибы? (Нет, ими лечатся некоторые животные).
5. Почему нельзя грибы рвать с корнем, а нужно срезать ножом? (Можно повредить грибницу, и грибы на этом месте расти больше не будут).
Дыхательное упражнение "В лесу"
В. - Ребята, давайте глубоко подышим, ведь воздух в лесу чистый и свежий.
В. - А сейчас пойдём дальше.
Здесь в зарослях лесных.
Где всё для сердца мило.
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать.
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать.
- Ребята, посмотрите, какая чудесная полянка. А вот и ещё один след Лесовичка с запиской.
Третий след: Ребята, а знаете ли вы, что растения бывают лекарственными? Что эти растения помогают человеку вылечиться от разных болезней? (знаем)
- Какие лекарственные травы вы знаете? (Подорожник, медуница, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка, крапива и др.)
На полянку выскакивает "зайчик"(ребёнок).
В. - Ты откуда, зайчик?
Зайчик: - Прыгал я по полям, по лугам, простудился, порезал лапку, а вот чем лечиться не знаю.
В. - Мы тебе поможем. Наши дети расскажут какими травками тебе надо лечиться.
Стихи.
Ромашка.
Эта ромашка знакома нам с детства.
Её мы лекарственным другом зовём.
И если случится тебе простудиться.
Привяжется кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Подорожник.
Путника друг, подорожник.
Скромный, невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Путника друг, подорожник.
Многим из нас невдомёк.
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног.
Медуница.
Это прозвище недаром у красивого цветка,
Капля сочного нектара и душиста, и сладка.
От простуды излечиться нам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте, медунице поклониться.
В. - Какие красивые стихи вы прочитали о лекарственных травах. Ну, что Зайчик, узнал, какие лекарственные травы тебе помогут. Отваром рамашки и медуницы лечится простуда, листья подорожника прикладывают к ранам, они помогают быстрее заживить их. Чай из ягод шиповника богат витаминами, отвар из крапивы лечит кожные заболевания.
Зайчик: - Спасибо, вам, ребята. До свидания.
В. - Ребята, а ведь в лесу можно встретить не только лекарственные ратения, но и ядовитые. Ядами этих растений человек может отравиться. (Детям предлагается из набора картинок, с изображением растений, выбрать растения опасные для жизни).
Вопросы к детям:
1. Что нужно сделать придя из леса домой? (Помыть руки).
2. Можно ли брать в рот незнакомые растения? (Нельзя. Можно отравиться).
3. Нужно ли рвать лесные и луговые травы? (Нет. Дома они быстро завянут).
Ребёнок читает стихотворение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Психогимнастика "Солнечный зайчик"
В. - Ребята, обратите внимание, какой сегодня солнечный денёк. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями. Солнечный зайчик на лбу, на носу. на ротике. на щёчках, на подбородке, поглаживай их аккуратно, чтобы не спугнуть зайчика. Голову, шею. животик, руки, ноги, поглаживай ласково. Зайчик забрался за шиворот, погладь его там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
В. - Молодцы! Пошли дальше.
Логоритмика:
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и зелёным лугом,
Крылья пёстрые мелькают
В поле бабочки летают.
А вот и ещё один след Лесовичка (4-й след).
В. - Ребята, присмотритесь внимательно к этой полянке.
Бродят в траве золотые букашки
Вся голубая. как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки.
Словно цветной самолёт стрекоза.
Вот тёмно - красная божья коровка,
Спинку свою, разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачно и ловко,
И полетела по важным делам.
Вот в одинаковых платьях, как сёстры,
Бабочки сели в траву отдыхать.
То, закрываются книжечкой пёстрой,
То, раскрываясь несутся опять.
- О ком это стихотворение? (О насекомых).
- Ребята, посмотрите, какой кроссворд я для вас приготовила, давайте его разгадаем. Для этого нужно правильно назвать всех насекомых на этих картинках. (Дети отгадывают кроссворд, по вертикали получается ключевое слово - насекомые. По горизонтали - 1. Кузнечик, 2. Паук, 3. Стрекоза, 4. Шмель, 5. Бабочка, 6. Оса, 7. Муха, 8. Комары, 9. Муравей).
В. - Каких насекомых вы ещё знаете?
- Где можно встретить насекомых? ( Везде: на земле, под водой, на растениях, в воздухе, в воде и т. д.)
- Сколько частей тела у насекомых? ( 3 части: голова, грудь, брюшко)
- Сколько лапок у насекомых? (Шесть)
- Можно ли трогать руками насекомых? И почему?
(На полянку прилетают "бабочки", девочки одетые в костюмы бабочек).
Бабочки:
Первая: Мы каждый день вокруг порхаем.
В работе устали не знаем:
Пыльцу цветков мы переносим,
И вас мы очень, очень просим:
Нас не пугать и не ловить,
Чтоб мы могли спокойно жить!
Вторая: Мы привлекательны, красивы,
Но просим помнить, что должны вы
На нас лишь издали смотреть,
Ах, как нам нравится лететь
К цветам, на речку и на луг.
И сделав там над ними круг,
Припав к цветку, нектар попить
Цветы поможем сохранить:
У одного пыльцу возьмём,
И на другой перенесём.
В. - Ребята, что мы пообещаем бабочкам? (Не ловить, руками не трогать, любоваться красотой и т. д.).
В. - А сейчас послушайте загадку:
Что за маленькая крошка
У Егорки на ладошке.
Красный плащ, семь чёрных точек.
Улетать никак не хочет? (божья коровка)
Подвижная игра "Божья коровка".
В. - А сейчас давайте вспомним правила при встрече с насекомыми.
1. Если увидели осиное гнездо? (Нельзя трогать руками, осы очень больно жалят, мелких животных осы могут зажалить до смерти, ужаленное место сильно распухает).
2. Если около вас летит пчела? (Нужно вести себя спокойно, нельзя махать руками, нужно перейти в другое место).
3. Если встретите на пути муравьёв? (Можно понаблюдать за этими удивительными насекомыми, но руками трогать не надо, не будешь им мешать, они тебя не укусят).
4. Как защититься от комаров и мошек? (Использовать мазь, отпугивающую насекомых).
5. Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы)
В. - Вот и закончилась наша прогулка в лес. Много нового и интересного мы с вами узнали и вспомнили. А теперь можно отправляться домой.
-Ребята! Посмотрите. что это?
Забывчивый охотник на поляне
Не разметал. не закопал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали.
И нехотя чадили до утра.
- Ребята, давайте быстро потушим костёр. (Дети заливают костер водой).
- Молодцы! А как ещё в лесу можно потушить огонь? (Закидать пламя землёй).
- А что может случиться, если костёр не потушить? (Погибнет лес, животные, птицы и т. д.)
- Ребята, посмотрите, да тут ещё один след Лесовичок для нас оставил.
Пятый след.
Лесовичок: - Ребята, спасибо, что потушили костёр. И помните. что лес легко раним, не причиняйте ему вреда. Ведь в лесу вы только гости.
Наша планета земля очень щедра и богата,
Горы, леса и поля - дом наш родимый ребята.
Беречь надо птиц, насекомых, зверей.
Давайте будем добрей!
- Не забудьте корзиночку, которую я для вас приготовил. (Дети ищут корзиночку).
В. - Видимо Лесовичку понравилось, что вы так много знаете о жизни леса, и он решил вас отблагодарить - приготовил угощение. Скажем ему спасибо, ну а нам пора возвращаться.