Мария Белякова
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем Буратино выполнить домашнее задание»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
- закреплять умение проводить звуковой анализ слова;
- определять местонахождение звуков в слове;
- совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, определять количество слогов в слове;
- закреплять умение отгадывать ребусы;
- закрепить умение выделять первый звук в слове, определять звонкость, глухость согласного звука.
- уметь выделять предложение из общего потока речи, знать, что предложение состоит из слов; определять последовательность слов в предложении, их динамику; каждое слово в предложении разделяется паузами.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Формировать навыки учебной деятельности: усидчивость, умение выполнять задания, данные воспитателем, отвечать полным ответом.
Развивать внимание, мышление, любознательность.
Воспитывать желание приходить на помощь сказочному персонажу.
Демонстрационный материал: посылка, фото Буратино, письмо, конверты с заданиями, маркеры красного, синего и зеленого цвета, смайлики.
Раздаточный материал: цветные и простые карандаши, предметные картинки, в словах которых есть звук [а].
Методы и приемы: сюрпризный момент, показ, прослушивание, объяснение задания воспитателем, рассматривание, выполнение детьми, вопросы, итог.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, посмотрите какое сегодня прекрасное весеннее утро! Давайте пожелаем друг другу доброго утро!
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
И гостям мы улыбнемся,
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Дети: -ДОБРОЕ УТРО! (дети поднимают руки вверх и машут)
Воспитатель: - Ребята, сегодня утром в группу пришла посылка, интересно, что в ней (беру посылку, открываю ее и достаю конверт). Здесь письмо, а вот от кого оно мы с вами узнаем, если отгадаем загадку.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?.
Дети: -Буратино.
На фланеллеграф вешаю картинку Буратино.
Воспитатель:- Правильно, ребята. Это Буратино, и что же он нам пишет?
«Здравствуйте, ребята, помогите мне, пожалуйста. Вы многому научились на занятиях в детском саду, скоро пойдете в школу, а я не послушал папу Карло и поэтому не как не могу выполнить домашнее задание.»
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Буратино. Но, прежде чем, приступить к выполнению, давайте вспомним, чем отличаются звуки от букв, а поможет нам в этом мяч.
«Игра с мячом»
1. Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем)
2. На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные).
3. Произнеси гласные звуки. (а, о, у, и, э, ы)
4. Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть)
5. Чем отличаются согласные звуки от гласных?
6. Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.)
7. Что мы знаем о согласных звуках? (мягкие-твердые, звонкие и глухие)
8-18. Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий” (называю твёрдый звук конкретному ребёнку, тот говорит мягкий звук.)
Воспитатель: - Молодцы! Вы легко справитесь с заданиями.
Воспитатель достает конверт из посылки.
Конверт с заданием № 1. «Место звука [а] в слове» (в конверте предметные картинки со схемой внизу)
Воспитатель:- В первом задании нам предстоит определить место звука [а] в словах на картинках.
Дети садятся за столы, на столах лежат предметные картинки. Выполняют задание на листочках схемах под картинкой. Одного ребенка приглашаю к доске.
Воспитатель: - Лиза, назови, где слышится звук [а]в слове аист.
(В слове аист звук [а] слышится в начале слова).
- Маша, назови, где слышится звук [а]в слове рак.
- Матвей, назови, где слышится звук [а]в слове лиса.
Спрашиваю детей, проверяю правильность выполнения задания.
Воспитатель: - Молодцы ребята, помогли Буратино справиться с первым заданием, давайте посмотрим, что находится в следующее конверте.
Воспитатель достает следующий конверт из посылки.
Конверт с заданием № 2. «Звуковой анализ слова» (в конверте слово ЛИСА)
Воспитатель:- Здесь написано слово (выставляю на доску)
- Вика, прочитай слово (ЛИСА)
- Нам предстоит помочь Буратино сделать звуковую схему слова.
- Назови первый звук в слове «лиса»? (Первый звук в слове «лиса» звук [Ль])
- Назови, какой это звук? (Он согласный, мягкий)
- Каким цветом обозначим его в схеме? (Согласный мягкий звук обозначаем зеленым цветом. Вика у доски и закрашивает зеленым маркером кружок под буквой Л)
- Второй звук в слове «лиса»? (Звук [И])
- Назови, какой это звук? (Он гласный)
- Каким цветом обозначим его в схеме? (Гласный звук обозначим красным цветом. Ребенок выходит к доске и закрашивает красным маркером кружок под буквой А)
- Какой следующий звук в слове? (Звук [С])
- Назови, какой это звук? (Он согласный, твердый.
- Каким цветом обозначим его в схеме? Согласный твердый звук обозначаем синим цветом (Ребенок выходит к доске и закрашивает синим маркером кружок под буквой [С])
- Последний звук в слове «лиса»? звук [А].
- Какой он? Он гласный (Обозначают на схеме)
- Сколько звуков в слове «лиса»? В слове «лиса» 4 звука.
- Сколько гласных звуков? Назови их?
- Сколько согласных звуков?
- Молодцы ребята, помогли Буратино выполнить второе заданием, а сейчас, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Буквы
В старом дереве дупло.
Это домик буквы О.
(Дети делают круговые движения руками.)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У.
(Садятся на корточки.)
В гости к ним издалека
Прибежала буква А.
(Бегут на месте.)
Прилетела буква Я
На спине у воробья.
(Машут руками, как крыльями.)
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут отдохнут,
То опять плясать начнут.
(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)
Воспитатель: - Ребята, немного отдохнули, тогда продолжим, рассаживайтесь за столы а теперь давайте угадаем ребусы.
Вывешиваю на магнитной доске по очереди ребусы, дети составляют зашифрованные там слова. Каждое составленное слово делится на слоги.
Воспитатель:- Правильно, отгадали ребусы. Сколько слогов в слове: бабочка, экран, гроза.
Воспитатель:- Молодцы, ребята. Посмотрим, что находится в следующем конверте.
Воспитатель достает следующий конверт из посылки.
Конверт с заданием № 3. «Звонкий - глухой» (в конверте 5-6 картинок-предметов и картинку с изображением наушников и колокольчика).
Воспитатель: - Ребята, скажите пожалуйста, как называют звуки, которые мы произносим голосом? (звонкие)
Воспитатель: - А без голоса? (глухие)
Воспитатель: - Нам нужно помочь Буратино определить с глухого или звонкого согласного начинаются данные слова (вывешиваю картинку с изображением колокольчика на доску в правый угол, а картинку с изображением наушников в левый угол)
Дети берут картинку, называют слово, выделяют первый звук и размещают под картинкой.
Слово стул, первый звук [с], он согласный глухой (ребенок размещает под картинкой с наушниками). Аналогично с другими картинками.
Конверт с заданием № 4. «Предложение»
Воспитатель: - Молодцы! И с этим заданием вы справились, осталось выполнить последнее задание. Нужно придумать предложение из трех слов по картине и записать схему предложения. Но сначала скажите, что мы знаем о предложении? (Слова в предложении дружат между собой и выражают законченную мысль)
Воспитатель: - Кто составил предложение из трех слов?
Воспитатель: - Назовите первое слово в предложении? (Мальчик, второе -читает, третье -книгу).
Воспитатель: - Что ставиться в конце предложения? (В конце предложения ставиться точка)
Воспитатель: - С какой буквы будем писать начало предложения? (Начало предложения пишется с большой буквы)
Воспитатель:- А теперь составим схему нашего предложения.
Воспитатель: - Молодцы, умники! Вы справились, и Буратино говорит вам спасибо, а еще он для вас приготовил подарок (воспитатель достает из посылки смайлики и дарит детям)
Итог :
- Ребята, а сейчас я хочу узнать, чем же мы сегодня занимались, какие задания выполняли? (выполненные задания в конвертах складываю в посылку для Буратино)