Зинфира Сагадатнуровна Файзуллина
Итоговое познавательное занятие «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное итоговое занятие "Зима".
Тема: Итоговое занятие «Зима»
Цель: уточнить и систематизировать представления детей о зиме.
Задачи
• Образовательные: обогащать и расширять знания детей об особенностях зимней природы, систематизировать знания о поведениях людей, птиц и животных в зимний период; учить анализировать, делать выводы.
• Развивающие: развивать познавательный интерес к наблюдению в природе, связную речь, умение поддерживать беседу, продолжать развивать интерес к познавательной литературе.
Публикация «Итоговое познавательное занятие „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
• Воспитательные: воспитывать любовь к природе, умение проявлять заботу о животных и птицах; формировать у детей потребности в двигательной активности.
Материал: запись шума зимнего ветра, карточки с изображением птиц и животных, кормушка для птиц.
Словарная работа: сосулька, лёд, снегопад, снежинки.
Ход занятия.
I. Мотивационно-побудительныйэтап.
1. Слово воспитателя.
(Звучит шум зимнего ветра)
- Сейчас, ребята, я прочту вам отрывок из стихотворения. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь.
Под голубыми небесами, великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет.
И речка подо льдом блестит.
(А. С. Пушкин)
-Скажите, о чём мы будем сегодня говорить? (О зиме)
-Ребята, мы сегодня поговорим о зиме, побываем в зимнем лесу, в гостях у зверей и птиц. Для этого нам нужно быть внимательными, активными и сообразительными.
II.Организационно- поисковый этап.
- Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. Сколько их? (Три). Как они называются? (Декабрь, январь, февраль).
- Давайте найдё м их в уголке наблюдений:
первый месяц :декабрь (зима полна сил,
второй месяц: январь (зима тоже сильна, ещё стоят морозы, дуют студёные ветры,
третий месяц: февраль (зима слабеет).
- Назовите, пожалуйста, самый любимый и долгожданный праздник декабря?
(Новый год).
–Определите признаки зимы.
- Что кругом лежит? (Кругом лежит белый и пушистый снег).
-Какая бывает погода зимой? (Погода зимой холодная. Иногда бывают сильные морозы.)
-Идет снег. Как называется это явление? (Снегопад.)
-Какими становятся дни и ночи? (Дни становятся короче, а ночи длиннее.)
- Какое небо зимой? (Небо часто серое, хмурое, затянуто тучами.)
-Что можете сказать о солнце? (Солнце светит редко, не греет.)
- А как вы думаете, что происходит зимой с водой? Во что она превращается? (Реки, озера и другие водоемы покрываются льдом.)
- Скажите, пожалуйста, какую одежду и обувь мы надеваем зимой? (Шубу, шапку, валенки).
- Зачем люди зимой надевают тёплую одежду? (Надо тепло одеваться, чтобы не замёрзнуть.)
Физкультминутка «Снежок» :
Снег сегодня шёл с утра
(Руки вверх-вниз)
Рада снегу детвора.
(Хлопают в ладоши)
Снег на ветках, на дорожках,
(Руки вверх, руки вниз, присесть)
На носу и на ладошках.
(Показывают нос и ладошки)
Я мороза не боюсь,
(Шагают на месте)
Я с ним крепко подружусь.
(Берутся за руки).
Подойдёт ко мне мороз
(Берутся за руки,
Тронет руки, тронет нос.
(Касаются левой рукой правой)
Значит нужно не зевать:
(Дотрагиваются до носа)
Прыгать, весело скакать!
(Подпрыгивают)
III.Совместная работа детей с воспитателем.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет - когда это бывает?
(Зимой)
Скатерть бела
Весь свет одела
(Снег)
-Как вы догадались, что эта загадка про снег? (Выслушиваю ответыдетей).
Что за звездочки сквозные?
На пальто и на платке?
Все сквозные вырезные,
А возьмешь – вода в руке.
(Снежинки)
Кто мостик на реке мостит?
Без топора, без гвоздей,
Без клиньев, без досок.
(Мороз)
IV.Творческая деятельность детей.
- Теперь представьте, что вы встали на лыжи. Представили? (Да). Тогда сейчас мы с вами совершим волшебное путешествие по зимнему лесу. Поехали.
-Что можете рассказать про деревья и кусты? (Деревья и кусты стоят без листьев.)
-Растут ли деревья зимой? Какие условия необходимы для роста растений (Тепло, свет, влага). Есть ли эти условия зимой? ( Зимой они не растут: спят.)
_-Отгадайте загадку и скажите, где мы с вами оказались:
Рыжая с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом.
(Лиса). (Среди зверей)
- Как от морозов спасаются звери? Снять одну одежду и надеть другую они не могут. Что с ними происходит? (Ответы детей).
- У всех зверей шуба зимой становится более пушистой и тёплой, а заяц и белка ещё и цвет шубы меняют. Скажите, какая у зайки зимой шубка? (Белая).
- Почему, как вы думаете? (Зайка меняет её к зиме. Белая шубка незаметна на белом снегу. Ни лиса, ни волк не увидят его теперь.)
- А кто знает, какая шубка у белки зимой? (Серебристо серая, а летом рыжая).
Дидактическая игра «Найди лишнюю картину»
(Медведь всю зиму проводит в своей берлоге, спит там и сосёт лапу, а к весне просыпается; ёж тоже спит).
Гимнастика для глаз «Лучик солнца».
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Взгляд я влево отведу-
Лучик солнца я найду.
Теперь вправо посмотрю-
Снова лучик я найду.
-А теперь отгадайте загадку и скажите, где мыс вами оказались:
Красногрудые девицы,
Писаны красавицы,
На ветвях они сидят,
Ждут подкормки от ребят. (Снегири.) (Среди зимующих птиц)
-Теперь погорим мы с вами о птицах. Ведь не все птицы улетели в тёплые края, некоторые остались с нами. Какие? (Снегири, воробьи, синички, голуби).
-Знаете ли вы, чем они питаются? Ведь зимой нет ни жучков, ни червячков, ни цветов.
- Зимой о птицах должны позаботиться люди. Как вы думаете, как именно? (Люди делают и вывешивают у себя во дворе кормушки и ежедневно наполняют их кормом). Каким? (Пшеном, семечками, хлебушком).
-Вы помогаете птичкам зимой?
-Посмотрите повнимательнее: что сегодня появилось в уголке наблюдений? (Кормушка для птиц.)
- Вот такие кормушки вы можете сделать с папами дома и повесить на дерево около вашего дома. Они бывают самые разные, сделать можно их из простых материалов: коробки из - под конфет, молока, пластиковой бутылки, железных и стеклянных банок.
А сейчас, давайте поиграем в пальчиковую игру «Лошадки» :
По дорожке белой гладкой
Скачут пальцы как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
-Посмотрите внимательно и скажите, кто оставил эти таинственные знаки? (Животные, птицы)
Дидактическая игра «Угадай, чей след?»
- А теперь поиграем в игру «Угадай, чей след?» У вас на столах лежат карточки с изображением животных и их следов. Вам необходимо соединить следы с рисунком животного, которому они принадлежат, и объяснить.
Дыхательная гимнастика «Задуй снежинку».
- Ребята, какие стихи о зиме знаете? Расскажите, пожалуйста!
V. Обобщающий этап.
-Скажите, о каком времени года мы с вами разговаривали?
-Ребята, а любите ли вы зиму? Почему? (А я люблю зиму, потому что зимой так много интересных занятий : лыжи, и коньки, и санки. Всё вокруг сказочно и т. д.)
- Какой ваш самый любимый зимний праздник? (Встреча Нового года)
-Молодцы, вы много знаете о зиме, зимующих птицах и зверях.