Мартыненко Оксана
Конспект итогового образовательного занятия по курсу обучения детей игре в шахматы «Сокровище старого моряка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Организация деятельности обучающихся по повторению и обобщению пройденного материала.
Задачи:
Образовательные :
повторить:
- знания о шахматной доске, шахматных фигурах,
- умение ставить мат королю, решать шахматные примеры,
- умение ориентироваться на шахматной доске,
Развивающие:
создать условия для развития:
- коммуникативных навыков (умения слушать, оказывать поддержку,
- аналитических способностей (умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы,
Публикация «Конспект итогового образовательного занятия по курсу обучения детей игре в шахматы „Сокровище старого моряка“» размещена в разделах
- Военные профессии, военная техника
- Военные профессии, техника. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моряки, матросы
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
- развития памяти, внимания, воображения.
Воспитательные:
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к шахматной игре,
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе,
воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу.
Ожидаемый результат: успешное усвоение ДОП «Проходная пешка».
Оборудование занятия : демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, напольная шахматная доска, шахматные пазлы, сундук с сюрпризом, письмо старого моряка, разрезная карта, песочные часы, прищепки синие и красные, солнышко из картона, шахматная шкатулка, карточки с шахматными задачами, шахматные головные уборы, синие шарфики.
Активизация словаря. Центр доски, шах, мат, пат, горизонтали, вертикали, диагонали, начальная позиция, легкие фигуры, тяжелые фигуры.
1. Организационный этап. Приветствие.
1.2. Постановка проблемного вопроса и актуализация знаний.
Ребята, вы познали азы гениальной игры, прикоснулись к волшебному миру деревянных фигур. Крепко и надолго подружились с шахматной игрой.
Вы познакомились с шахматной доской, шахматными фигурами, научились решать шахматные задачи и примеры, научились ориентироваться на шахматной доске, знаете ответы на многие шахматные вопросы. (педагог показывает на демонстрационной шахматной доске «шахматные острова»)
Ребята, посмотрите к нам пришло морское письмо. Давайте его прочитаем.
«Привет, мои маленькие друзья! Я рад познакомиться с вами, я узнал, что вы очень любознательные, любите играть в шахматы и любите приключения. Я тоже очень люблю играть в шахматы и люблю приключения, но я уже стар и не хожу в море. Когда я был молод и ходил в море, я спрятал сокровища на острове. Я одинок и хочу поделиться с вами своими сокровищами. Но чтобы до них добраться, вам надо пройти мои испытания: выполнить задания и собрать карту, тогда вы найдёте путь к сокровищам. Желаю удачи!»
Ребята, вы согласны пройти испытания, найти карту и сокровища? (да)
Ребята, закройте глаза, представьте, что находитесь на берегу моря (под музыку «Шум морского прибоя» педагог завязывает детям синие шарфики.).
Мы с вами отправляемся в морское путешествие по шахматным островам.
Основной этап.
1 остров «Шахматная доска.
Педагог раздает детям жетоны с вопросами.
1. Сколько полей на шахматной доске?
2. Как обозначаются горизонтальные линии? Показать горизонтальные линии.
3. Как обозначаются вертикальные линии? Показать вертикальные линии.
4. Показать диагональные линии.
5. Показать поля: А5, В8,
6. Показать поля: F6, h5
7. Показать поля: С8, А7,
8. Показать поля: С2, Е1
9. Показать поля: h8, F3
10. Показать поля: d7, g3
11. Показать поля: h4, E8
12. Показать поля: C7, d4
После выполнения заданий дети получают первый фрагмент карты.
Остров «Решения задач и примеров»
Каждый воспитанник получает диаграмму с задачей и примером.
Шахматные примеры
Ф. + Л. = С. – К. = С. + К. =
К. + С. = Ф. – К. = Ф. – С. =
Л. + С. = Л. – С. = Л. – Л. =
Ф. + Ф. = Ф. – Л. = К. – К. =
После выполнения заданий дети получают второй фрагмент карты.
2. Остров «Шахматные фигуры»
Дети надевают шахматные костюмы («Живые шахматы»)
Каждая фигура показывает (и называет) на напольной шахматной доске свой адрес, как фигура ходит, как бьёт фигуру противника.
После выполнения заданий дети получают третий фрагмент карты.
2. «Остров загадок и вопросов»
1. Не живёт в зверинце, не берёт гостинцы, по косой он ходит, Хоботом не водит. (Слон)
2. Фигура эта так упряма,
что из угла идёт лишь прямо.
Ходить умеет по вертикали. И ещё по горизонтали. (Ладья)
3. Этот воин очень смелый,
чуть ладью вчера не съел он.
По диагонали строго ходит,
Порядок на доске наводит. (Слон)
4. Два братца через грядку смотрят, а подойти друг к другу не могут. (короли)
5. Фигура важная и сильная.
Всегда в красивом платье стильном.
Захочет, так пойдёт по вертикали.
Ну, а захочет, так и по горизонтали.
Её ходы не просто угадать -
И по диагонали может пошагать. (Ферзь)
6. В начале боя встали в ряд
Все восемь маленьких солдат.
Когда свой первый ход свершают, то через клеточку шагают,
потом по клеточке одной едят врагов лишь по косой.
Они назад не отступают, и в бой их первыми бросают. (Пешки)
Вопросы
1. Как ходит пешка? (только вперед по вертикали).
2. Является ли пешка фигурой? (нет, она просто пешка).
3. Где размещаются ладьи на доске до начала игры? (по углам шахматной доски)
4. Во сколько очков оценивается ладья» (пять очков)
5. Какие слоны никогда не столкнутся? (белопольный и чернопольный).
6. В чем отличие коня от всех остальных фигур?
7. Что такое мат, шах?
8. Назовите родину шахмат;
9. Для чего нужно делать рокировку?
10. Почему король слабее ферзя, но главнее его?
После выполнения заданий дети получают четвёртый фрагмент карты.
3. «Остров коня»
Задание: пройти по напольной шахматной доске ходом коня от линии, а до линии h. (задание выполняют все дети по очереди).
После выполнения заданий дети получают пятый фрагмент карты.
4. Остров «Шахматные пазлы»
Задание: Собрать шахматную доску.
После выполнения заданий дети получают шестой фрагмент карты.
3. Заключительный этап
Дети собирают из полученных фрагментов карту. На карте второе письмо старого моряка.
Дорогие, друзья!
Если вы читаете это письмо, значит вы успешно выполнили все задания, нашли и собрали карту. Вы были смелыми, дружными, активными. Я вами горжусь. В награду я вам оставляю свое главное сокровище : знания о мудрой игре – шахматы.
Рефлексия. – Вам понравилось наше путешествие?
- Что вам больше всего понравилось?
- С каким настроением вы заканчиваете путешествие?
Перед ребятами лежат прищепки двух цветов: красные, означают хорошее настроение, синие- плохое настроение. Каждый берет прищепку, соответствующую его настроению и крепит к солнышку.