Ольга Крайнова
Итоговая совместная исследовательская деятельность по проекту «Чистая планета!» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наш дом – Чистая планета!»
Цель: формирование у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Задачи:
- закрепить знания детей о воздухе, воде и почве как о важных компонентах неживой природы, заострив внимание на проблеме загрязнения;
- развивать логическое мышление, уметь делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать отзывчивость, ответственность, наблюдательность;
- воспитывать доброжелательное отношение к природе, ко всему живому.
Публикация «Итоговая совместная исследовательская деятельность по проекту „Чистая планета!“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Космос. Проекты
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Конспекты занятий
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Интеграция: познавательная образовательная область, социально-коммуникативная образовательная область, художественно-эстетическая образовательная область. Предварительная работа: реализация проекта «Чистая планета».
Материалы и оборудование: пакеты, духи, листы бумаги, вата, клей, кисти, аудиозаписи, емкости с водой и с землей, картинки с изображением круговорота воды в природе, мультимедийная система.
Ход
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Вы удивлены? Давайте покажем мимикой, как мы удивлены. Вы рады гостям? Давайте покажем им, как мы рады. А сейчас мы поздороваемся и подарим им свои улыбки.
- Ребята, вы хотите узнать для чего мы здесь собрались. Тогда послушайте стихотворение:
Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух -
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда-
Целы они – все возродится снова…
С. Викулова (слайд)
Воспитатель:Жизнь на Земле была бы невозможна без почвы, воды и воздуха. Если бы все это вдруг исчезло, чтобы произошло? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас предлагаю отгадать загадку:
Он прозрачный и бесцветный,
И как в шапке-невидимке,
Совершенно незаметный,
Без него же не прожить.
(Воздух)
Воспитатель: Правильно без воздуха нам было бы невозможно жить. Давайте мы с вами сделаем дыхательную гимнастику. (дети встают в круг)
Ветерок
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками)
Опыт1
Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас видел воздух? Вот и я ребята его не видела, но точно знаю, что он присутствует здесь везде вокруг нас.
Детям раздаются пакеты и предлагается поймать в них воздух.
Воспитатель: Что у нас в пакете?
Дети: Воздух
Воспитатель: Каким стал пакет?
Дети: Упругим.
Воспитатель: Видим ли мы воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Воздух – невидимый, находится везде.
Опыт 2
Воспитатель: А имеет ли воздух запах?
Детям предлагается понюхать вокруг. Затем воспитатель распыляет духи.
Воспитатель: Что вы почувствовали?
Дети: Запах духов.
Воспитатель: Кто принес этот запах?
Дети: Воздух.
Воспитатель: У меня есть баночки, правда они уже пустые. Давайте попробуем угадать, что же в них лежало. (дети по сохранившемуся запаху, угадываю, что лежало в баночках раньше)
Воспитатель: Вывод – воздух не имеет запаха, а только переносит различные ароматы, запахи. В закрытых ёмкостях воздух долго сохраняет запах.
Воспитатель: Сейчас качество воздуха, который нас окружает, заметно меняется и не в лучшую сторону. Как вы думаете, что может загрязнять воздух? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно все это загрязняет воздух. (слайд)
Гудят заводы, всюду пыль,
Бежит, дымит автомобиль.
А между тем деревья стонут,
В грязи и пыли просто тонут.
Воспитатель: А вы знаете, как можно решить эту проблему? (ответы детей) Правильно, чтобы сохранить чистоту воздуха, нужно не только делать производства чистыми, но и беречь, сажать леса, озеленять города, поселки, промышленные зоны. И мы с вами тоже можем в этом помочь.
Коллаж «Зелёная зона». (детям предлагается решить проблемную ситуацию) Макет с заводом и жилой зоной, на тарелке силуэты деревьев, птиц, животных, грибов, цветов. Дети должны самостоятельно решить, что необходимо выбрать, чтобы сохранить чистоту воздуха?
Воспитатель: Не стоит забывать и о втором кладе Природы - воде. (слайд)
- А кто знает, откуда берется вода? (ответы детей)
- Сейчас Андрей нам расскажет стихотворение, откуда же берется вода.
Андрей: Из недр Земли забил родник,
Ручьем хрустальным, ставший вмиг.
Спешат ручьи, вперед бегут,
И вот рекой уже текут!
Река течет не как-нибудь,
А прямо к морю держит путь…
И море, как огромный рот,
Все воды рек в себя вольет!
Ну, а потом их примет сам
Необозримый океан!
И он омоет шар земной
Водою чистой, голубой.
(Т. М. Бондаренко)
Воспитатель: Ребята, кто знает, откуда берется вода в кране? Ведь она течет и течет, и не кончается (ответы детей).
Воспитатель: Те капельки, которыми мы умываемся, проделали большой путь…
У меня есть картинки, давайте с их помощью расскажем о путешествии капельки.
Дети выкладывают схему круговорота воды в природе с помощью картинок и стрелочек, сопровождая свои действия рассказом.
Воспитатель: Ребята, как называется это явление в природе?
Дети: Круговорот воды.
Воспитатель: Правильно, это – круговорот воды в природе (слайд).
- Ребята давайте поиграем.
Подвижная игра «Ручейки – озера»
Воспитатель: Теперь пришло время поговорить о третьем кладе Природы – земле. Все вы знаете, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов. Назовите их (ответы детей).
- Они дышат, как и мы, и животные, воздухом. А в какой почве будет воздуха больше - в местах, где любят посещать люди, или там, где редко бывают они? (ответы детей).
Опыт 3
Воспитатель: Наша почва, как и воздух, загрязняется. Давайте посмотрим на эти емкости. В первой – чистая вода, во второй – вода, которая осталась после стирки. Что будет с землей, если полить ее чистой водой? А если грязной? (ответы детей)
- Сейчас мы с вами проведем опыт. В одной банке почву мы польем чистой водой, а в другой – мыльной. Что изменилось? (ответы детей)
Если бы вы были на месте дождевого червя или крота, какую бы почву выбрали для своего дома? (ответы детей)
Воспитатель: Нам нужно бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем было чисто.
Опыт 4
Воспитатель: А теперь давайте вернемся к нашему опыту с мусором, который мы закапали в земле, и посмотрим, что же там произошло. Но сначала, вспомним, какой мусор мы с вами закапали (ответы детей). Классификация мусора: бытовой, пищевой.
Дети подходят к столу, на котором стоит коробочка с закопанным мусором. Воспитатель аккуратно разгребает землю, и дети рассматривают содержимое коробочки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой можно сделать вывод? Бытовой мусор остается в земле и загрязняет ее, а пищевые отходы не наносят ущерб природе, так как со временем полностью растворяются в почве.
Игра «Уберем полянку».
На цветочной поляне разбросан мусор разного происхождения (бытовой и пищевой). Дети делятся на две команды и каждая команда собирают мусор с полянки, учитывая классификацию.
Воспитатель: Чтобы сохранить наши природные ресурсы, уберечь от загрязнения, необходимо потратить немало сил. Важно оставаться внимательными, добрыми и порядочными. Будем помнить правила поведения на природе и думать о будущем!
А в заключении давайте споем песню «Это называется Природа».
Музыка: Ю. Чичков Слова: М. Пляцковский
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!