Папки-передвижки

Сценарий праздника «История обряда «Проводы казака на службу»

Асташкина Светлана Алексеевна
Сценарий праздника «История обряда «Проводы казака на службу»
▼ Скачать + Заказать документы

После исполнения 20 лет, казак начинал готовиться к службе. Провожали казака всей станицей. Обычно приходили родственники, друзья, товарищи и близкие. Было большое застолье. Потом всей станицей провожали за околицу.

Именно с этим обрядом мы познакомили гостей и родителей воспитанники старшей группы «Клубнички». Наша группа получила статус «Казачья группа».

Публикация «Сценарий праздника „История обряда „Проводы казака на службу“» размещена в разделах

Мы украсили зал в стиле казачьей горницы, в которой и происходили все события. Хозяйка-казачка и отец-казак встречали гостей. Дети читали стихи, пели песни о величавом Тихом Доне, о раздольном Донском крае и о славном казаке Гришатке, которому пришло время отправляться на службу.

Мероприятие прошло весело с играми, танцами с использованием настоящих казачьих традиций.

Цель: развивать представление детей об образе казачьей жизни через освоение казачьих традиций

Задачи:

Действующие лица:

Взрослые: хозяйка-Мать, хозяин-Отец, Дед Щукарь

Дети: вестовой, сын-казачок, гости-дети

Репертуар

Фонограмма песни «Трава моя муравушка»

Песня «Вечер, вечер, матушка»

Перепляс «Как донские казаки»

Танец «Из-под горочки туманик…»

Танец-песня «Барыня»

Песня «Ах, на горе калина»

Песня «Как за Доном, за рекой»

Песня «Как у нас было на Дону»

Песня «Ой, при лужке, при лужке»

Песня «О донском крае»

Игры:

На конях скачки – «Скачки на мишень»

«Прокати казачку на коне»

Игры с коромыслом

«Рыбалка»

Атрибуты: кружка, вязаные коврики, поднос с рушником и караваем, сумка деду Щукарю через плечо и рыба, Конь (голова и два человека в ткани, оружие, мешочек с землёй, сухари, 2 коня на палочке, корзина с мячами, 4 ведра, 2 коромысла, невод)

Ход праздника:

1 часть. 1 картина «На круг к атаману»

Зал оформлен в стиле казачьей горницы. Хозяин и хозяйка казачьих костюмах) встречают гостей. Под фонограмму народной песни «Трава моя травушка» входят 5 детей.

Хозяйка: Пожалуйте, гостички, пожалуйте, дорогие!

Хозяин: Гость на порог – хозяину радость!

1 гость ребенок: Друзья имеются, так и сердце греется! (Юля)

2 гость ребенок: Доброго здоровья вам, хозяева! (Алина)

Входят дети(5, приплясывая под музыку (топотушки)

3 гость ребенок: Здорова дневали, Петр Иванович и Пелагея Марковна!

Хозяйка: Присаживайтесь станичники

4 гость ребенок: Ну и казак у вас (обращается к детям) Люб?

Хозяюшка нахваливает сына.

Дети: Люб!

5 гость ребенок: Ну, Точно дед – Иван Прокопович!

Хозяйка: Милости просим, дорогие гостички, сделайте честь нашему куреню

Хозяин: Покорнейше просим, проходите

Дети: Благодарствуем (хором! Мы спешим к вам на проводы.

Хозяйка: У нас для каждого найдется и местечко и словечко

6 гость ребенок: Без друзей жить – самому постылым быть (Богдан)

7 гость ребенок: Не плетень городи, а с соседом дружбу води (Алина Бобрышева)

Входят дети (5, приплясывая под музыку «Вечер, вечер, матушка»

Девочки: Здравствуйте Пелагея Марковна (кланяются)

Мальчики: Здравствуйте Петр Иванович (кланяются)

8 гость ребенок: Весть мы услыхали, что казачка Гришаню в поход провожают

9 гость ребенок: Пришли мы погуторить, песни спевать, свою удаль показать.

10 гость ребенок: А гостей у вас полно!

Хозяйка: Где теснее, там веселее!

Хозяин: Будьте как дома

Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие?

Сын: Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Дед Щукарь: (входит) Гостям известно дело, место хватило! Да не тесновато ли хозяевам?

Сын: В тесноте да не в обиде! Собрались казаки на единый «круг»!

Старые да молодые, веселые да удалые.

Будем песни петь, наш родной край прославлять и меня в поход провожать!

1 часть. 2 картина «Гулянье казаков»

Хозяева: Сегодня собрались казаки со всей станицы показать свою удаль.

Дед Щукарь: Вы пришли показать казачий пляс. А подарок есть у вас?

1 гость ребенок: Мы тебе Гришаня кружку смастерили. Ты в походе не скучай, Дон родимый вспоминай, с нами песню запевай

Исполняется перепляс «Как донские казаки» (Поклон, садятся на места)

Ребенок: Наступил и наш черед, песню заиграем.

Спляшем лихо и споем, и дары оставим!

Казачок танцует с группой «Из-под горочки туманик…» (в конце танца дети выносят цветные коврики)

Ребенок: При походе по степи пригодятся се ковры.

Хозяйка: Ох, спасибочки, веселые вы казачата да боевые!

Дед Щукарь: (взяв коврик, рассматривая его) : Да это дело хорошее, нужное при походе.

Гости: Люб ковер?

Хозяева: Люб!

Эти дети присаживаются, выходят другие дети.

Они держат хлеб на подносе с рушником

1 ребенок: А мы казачка провожаем пышным караваем!

2 ребенок: Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

Казачок : Вы долго трудились?

3 ребенок: Пот на спине, так и хлеб на столе

4 ребенок: Работящие дети и отцу – хлеб

5 ребенок: Мы сейчас себя покажем,

Каблучками постучим

Лихо «Барыню» отпляшем,

Вас с собою пригласим

Под фонограмму исполняется танец-песня «Барыня»

Хозяйка: (хвалит детей) Ой да казачатки. Лихо «Барыню» отплясали. Даже Деда Щукаря развеселили, а то он как сухарь

Дед Щукарь: Это, я как сухарь? Да я вам это, я еще вам покажу! (шарит в сумке)

Хозяйка: Что там у тебя?

Дед Щукарь: Рыбу поймал казачонку

Хозяйка: Ну, неси ее сюда

Дед Щукарь: Да не идет она

Хозяйка: Так сам иди

Дед Щукарь: Да она меня не пускает

Хозяйка: Ну, давай помогу тебе (вытаскивает рыбицу)

Дед Щукарь: (дарит рыбу) : Вот тебе, Гришаня, от деда Щукаря рыбка для порядка

Хозяин: Ну и дедушка Щукарь…Ничего нам не сказал, что рыбу дивную поймал. Пора и другим казакам приветы слать, Свое выступление начинать!

1 ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть,

Неужели в этом доме половице лопнуть?

2 ребенок: Из-за Дона песню выведу,

По родной России проведу

Голосистую, красивую

С подголосками в ладу

3 ребенок: Ох, раз, еще раз,

Мы поклонимся сейчас

Начинаем перепляс,

Постараемся для вас

Исполнение песни «Ах, на горе калина»

Дед Щукарь: И танцуете вы ладно и песни играете, а вот скажите, без кого казак жить не может? Кто друг верный казака?

Дети отвечают. Говорят пословицы о коне.

Казаку конь – себе дорог

Казак с конем и ночью и днем

Мы поклон принесли, и коня привели (ребенок заводит «коня»,

Ты коня корми досыта и блюди его копыта

тогда твой конь ретивый будет друг незаменимый, Хорошо скачи на нем, хоть куда с таким конем.

Дети дарят «коня». Мать и казак благодарят гостей

Сын: Воронок притомился. Пусть водицы студеной попьет, сена поест перед дорогой, сил наберется (Уводит коня)

Хозяйка: Спасибо, станичники, что все пришли моего Гришутку проводить.

А по обычаю проводим сынка моего в дальнюю дорогу с песней.

Дети поют песню «Как за Доном, за рекой», казачок и мать запевают.

Мать и отец («вместе») : Сынок, дорогой наш, благословляем тебя! (Надевают оружие, дают мешочек с землей, сухари и т. д.)

Сын: Спасибо, матушка, спасибо, батюшка. Спасибо, станичники, за то, что пришли проводить меня. Я буду помнить ваши наказы.

Щукарь: И я, Гришатка, тебя провожу

Мать: Будем ждать встречи, Гришатка.

2 часть

Дед Щукарь: Григорий с похода сильным, ловким, смелым вернется, а вы каши мало ели? Чай, у вас и силенок нету. Песни пел с вами, плясал, а силушку вашу не видал

Ребенок: Пойдем, дед Щукарь, мы покажем, какие мы быстрые, поворотные, ловкие, разудалые ребята! Одним словом…

Все дети: Казаки!

Исполнение песни «Как у нас было на Дону»

Проводятся игры.

Хозяйка: Сердце-то не зря взыграло, поиграть пора настала

Щукарь: У меня Щукаря два товарища: Первый – конь гнедой, Второй – белый конь. Казаки, коней седлайте! Чётко в цели попадайте!

На конях скачки – «Скачки на мишень»

(Команда папы катает девочек) (6 человек)

Мать: Развеселые живут на Дону казаки- ребята. Эх, танцуют от души наши казачата!

Исполняется песня «Ой, при лужке, при лужке»

Щукарь: Ай, да ребятушки,

Ай, да казачатушки, порадовали старого

Ох, хотел бы я посмотреть, проворны ли девицы-казачки?

А теперь попросим мы молодушек сюда

Дадим в руки коромысла да два ведра

Пусть красавицы порадуют народ,

А в работе им гармошка подпоет

Наносим, девицы, водицы. Пора бы и ухе свариться

Игры с коромыслом. (Музыкальное сопровождение)

Пора казаков посылать Бреднем рыбы натягать

Проводится игра «Рыбалка». (Дед ловит по кругу пап и мальчиков)

(Пока идет игра вывести одну девочку)

Щукарь: Вижу я, улов не плох, казак – ловкий рыболов

Девочка: (вбегает) Станичники! Станичники (Катя)

Щукарь: Чего тебе, кума?

Девочка: Я вам добрую новость принесла. Григорий с похода возвращается, встречайте.

Казачок : Здравствуй, милая станица. Вновь судьба свела с тобой. Здесь мне выпало родиться и вернулся я домой. Вновь душа от счастья плачет, Дону в пояс поклонюсь, Пусть мне сто дорог назначат, Я опять сюда вернусь.

Звучит фонограмма (плюс) песня о Донском крае

Вечер, вечер матушка, текст песни

1 Вечер, вечер матушка

Вечер государушка,

Иванушка приходил,

Подарочки приносил

2 Иванушка приходил,

Подарочки приносил,

Подарочек дорогой,

С руки перстень золотой

3 Та отрада, ты отрада,

Ты отрадушка моя,

Мы пойдем с тобой, отрада

Во зеленый сад гулять

4 Во зеленый сад гулять

Сладки ягоды сбирать,

Яблоки садовые,

Сладкие, медовые

5 Два яблочка сорвала

Тебя, милый поняла,

Два сахарных раскусила,

Тебя, милый, полюбила.

Публикации по теме:

Кубановедение. Театрализованная сказка «В гостях у казака» Сценка «В гостях у Казака» Действующие лица: Казак, Казачка, дочка, мальчик. Сцена 1 Все сидят за столом. Казак чинит обувь. Казачка за.

Дидактическая игра «Одень казака и казачку»Дидактическая игра «Одень казака и казачку» Эта игра рекомендуется детям от 6 лет. Она поможет наглядно познакомить детей с одеждой кубанских казаков. Способствует развитию внимания.

Дидактическое пособие  «Кубанский уголок. Хата казака и казачки»Дидактическое пособие  «Кубанский уголок. Хата казака и казачки» Кубанский уголок. «Хата казака и казачки». Очень важно в работе дошкольного педагога воспитывать любовь к родному краю. В нашем детском.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Хата казака» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация», «Чтение художественной.

НОД для детей старшей группы по ФЦКМ «История вещей. История создания телефона»НОД для детей старшей группы по ФЦКМ «История вещей. История создания телефона» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Сценарий праздника к 23 февраля «Баба Яга идет на службу в армию» (вторая младшая-средняя группа) Бледнюк Светлана Владимировна (Дети под весёлую песенку про папу входят в зал, садятся на стульчики) Ведущий: Здравствуйте ребята, здравствуйте.

«Проводы Масленицы». Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста Дети под русскую народную мелодию входят в зал рассаживаются. Под музыку входят два скомороха. 1-й скоморох. Здравствуйте, ребята дорогие,.

Проводы Масленицы (фотоотчет)Проводы Масленицы (фотоотчет) Масленица на Руси всегда была самым большим, весёлым, честным праздником. На широкую Масленицу люди ходят друг к другу в гости, угощаются.

Проводы зимы (фотоотчет)Проводы зимы (фотоотчет) Солнце круглое как блин, Улыбаясь светит. Рады теплой встрече с ним Взрослые и дети. Один из самых любимых в народе праздников - широкая.

Занятие в старшей группе «Знакомство с хатой казака» Программные задачи: воспитывать любовь к малой родине, знакомить с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества. Развивать познавательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий праздника «История обряда «Проводы казака на службу»
Опубликовано: 25 июля 2015 в 13:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий праздника «История обряда «Проводы казака на службу»» (включая файлы) размещена пользователем Асташкина Светлана Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД