Татьяна Александровна Алексеева
Занятие в старшей группе «Знакомство с хатой казака»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: воспитывать любовь к малой родине, знакомить с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, черкеска, каракуль.
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, посещение краеведческого музея, беседы, пение кубанских песен.
Ход:
В: Ребята, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?
Публикация «Занятие в старшей группе „Знакомство с хатой казака“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хата казака. Кубанская хата
- Темочки
Дети: Родственники, родичи, предки.
В: Правильно. Близкие предки – это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них. И вот мы с вами сегодня попадем в хату наших дальних родственников – предков, хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого вам на голову надо надеть казачью папаху, повернуться вокруг себя и 3 раза сказать : «Время, время, остановись, к нашим предкам повернись!»
(дети надевают папахи, говорят слова и проходят в комнату, убранную предметами старинного казачьего быта. В комнате сидит за прялкой казачка)
В: Смотрите, ребята! Вот мы и попали в старинную казачью хату. Ой, да в этой хате есть хозяйка. Здравствуйте!
Казачка : Здравствуйте хлопцы и девчата! (кланяется). Зовут меня Александровна. Я всегда рада гостям. Проходите в нашу хату, чувствуйте себя как дома.
В: Мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть её убранство, узнать, как вы живёте, чем занимаетесь.
Казачка : С удовольствием расскажу вам обо всем, хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а главное - охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает настоящий казачий костюм). На голове – папаха из каракуля, на ногах – сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с 2-мя рядами для хранения патронов. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.
Я, казачка, занимаюсь дома по хозяйству. С утра надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (показать коромысло). А бельё я глажу этим предметом (показывает). Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматываю мятое полотенце и с силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает). Бельё получается гладким и пахучим.
Очень мы, казачки, любим украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в хате украшены вышивкой?
Д: Полотенца, занавески на окне, подушечка.
Казачка : Правильно. А какие предметы украшены кружевом?
Д: Салфетки, скатерти.
Казачка : Молодцы! Для приготовления еды для всей большой семьи у меня есть вот такой чугун. Он очень тяжелый, а каша в нем получается вкусная, аж пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде. Называется она глэчик. В нем молоко долго не портится. Казачки сами пекут хлеб. Тесто замешиваем в макитре – большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю конечно из самовара. (показывает посуду и еще раз повторяет её название)
Казачка : О казаке складывали поговорки
-конь казаку лучший друг;
- казак без коня, что солдат без ружья;
-сам погибай, а коня выручай;
-казаку конь – отец родной и товарищ дорогой;
-казак сам не ест, а коня накормит
Казачка : У казаков есть свои традиции. Гостей встречают хлебом с солью, стариков на «вы» называют, на службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием, на казачьих праздниках проводят скачки. (рассматривают стенд с фотографиями) Вот провожают казака в армию, это свадьба, вот лихие скакуны. Из покон веков на Кубани любили петь. Пели везде: на свадьбе, в поле, за прялкой и у люльки малыша. Сейчас как раз пора мою малышку укладывать спать, и я спою ей колыбельную песенку. А вы возьмите этих куколок и покачайте их.
Ничь сизокрылая за викном,
Спы, мое сэрдэнько, мырным сном!
Мглою покрывся наш дивный сад,
Травы, квиткиы и дэрэвья сплять.
Ничь сизокрылая над сэлом,
Спы, мое сэрдэнько, добрым сном!
Давайте подойдем к моему сундуку. Как вы думаете, что я здесь храню?
Д: Наверно одежду.
Казачка : Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи. Надевайте одежду и споем песню «У Кубани матушки-реки».теперь вы настоящие казачата.
Можно на этом закончить занятие. Для старших групп рассказать сказку о маленьком мальчике Ивасике.
Казачка : Жили-были муж и жена. И было у них много детей семья была трудолюбивая, каждый знал свое дело. Старшие дети работал вместе с отцом в поле, ухаживали за скотом, младший сын Ивасик помогал матери по дому.
И вот однажды решил Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи много рыбы. Заплыл он на лодке так далеко, что за камышом его не видно было. Целый день ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала звать:
Ивасику – Тэлэсику!
Приплынь, приплынь до бэрэжку.
Твоя матэ прыйшла,
Йисты тоби прынэсла.
Ивасик услышал матушкин голосок, приплыл к бережку, отдал маме всю рыбу, а еду забрал с собой и опять уплыл ловить рыбу.
Все было бы хорошо, да услышала голос матушки Баба Яга.
На следующий день она пришла на реку пораньше и стаа звать Ивасика матушкиным голосом:
Ивасику – Тэлэсику!
Приплынь, приплынь до бэрэжку.
Твоя матэ прыйшла,
Йисты тоби прынэсла.
Ивасик приплыл на берег, а Баба Яга нго цап-царап и унесла в свою избушку. Там приказала своей служанке испечь в печи маленького мальчика и подать ей к обеду.
От служанка посадила Ивасика на лопату, а он уперся ножками и кричит: «Ой, нэ можу! Ой, нэ знаю як ти ножэньки сложить, та у пичку засадыть!»
Служанка Бабы Яги рассердилась, скинула Ивасика с лопаты, а сама уселась на нее, в комочек свернулась, колени руками обняла. Тут-то Ивасик и сунул ее в печь. А сам выскочил из избушки, залез на самое высокое дерво и сидит. Тут Баба Яга кинулась его искать. Вышла в лес и увидела Ивасика на дереве. Стала она это дерево грызть. Мимо пролетали гуси-лебеди. Ивасик просит их:
«Гусяточки – гусяточки,
Возмить мэнэ на крыляточки,
Понэсить мэнэ до батияточки,
Там йисты и пыть йесть шо»
А гуси ему в ответ: «Хай тэбэ задни визьмуть!
Тем временем, Баба Яга уж совсем изгрызла ствол дерева. Пролетали мимо дерева последние гуси. Ивасик стал просить их:
«Гусяточки – гусяточки,
Возмить мэнэ на крыляточки,
Понэсить мэнэ до батияточки,
Там йисты и пыть йесть шо».
Гуси взяли его, отвезли в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мама раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши:
А мэни краюху?
Вся семья вышла во двор, увидела Ивасика, ну его целовать, ну его обнимать и пирогом угощать. Гусей-лебедей накормили, напоили и в дорогу проводили. А Ивасика с тех пор одного никуда не отпускали.
Понравилась вам сказка, все было понятно?
Бьют часы с кукушкой.
В: дети! Часы не зря бьют. Мы с вами засиделись у гостеприимной хозяйки, пора и честь знать.
Казачка : А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чем я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока? А для теста? А чем гладят казачки бельё, как называется этот «утюг».
Ну, молодцы, настоящие казачата. На прощанье я хочу дать вам с собой в дорогу топинамбур – это так называется овощ – земляная груша, любимое лакомство казачат. В добрый путь! И никогда не забывайте своих предков, помните о них.