Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Хата казака»

Ирина Катунцева
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Хата казака»
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цель: Воспитывать любовь к Родине, познакомить с жилищем казака, развивать интерес к истории своего народа.

Словарная работа: рушник, вышивка, хата, сырно.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Хата казака“» размещена в разделах

Материалы: вырезанные куклы (казака с казачкой) видеозапись с отрывком фильма «Двор казака», дощечки с пластилином, диск с музыкой, фото, аудио слайды по теме, макеты казака и казачки.

Ход НОД

1. Содержание организационной деятельности детей.

1. Видеопоказ фрагмента фильма «Двор Казака»

2. Воспитатель читает отрывок из стихотворения о Кубани

Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди

Прославленный рай!

Там вечер просторный

И песня простая,

У клуба парнишек

Девушек стая

Там примут тебя,

Как хорошего друга,

Покажут, как землю

Ворочают плугом

Как хлеб убирают,

Как стол накрывают,

Как в горнице гостя

У нас угощают.

Кубанцы на зависть

Умеют трудиться.

Там где-то саманный

Курень мой дымится,

Увитый густой

Виноградной лозой,

Мой бойкий домишко,

С антенной косою.

Веселые окна,

Открытые ставни,

Дымок над трубою,

Как выстрел недавний.

Люблю тебя, край мой,

Простор краснодарский

И труд хлебороба,

И песни и пляски.

Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о хате казака. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату в которой жила казачья семья.

Воспитатель: то такое хата?

Дети: Хата - это дом, в котором жили казаки. Раньше дом называли – хата.

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи казак. (показывает макет казака) А чем он занимался?

Дети: Добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов.

Воспитатель: Ребята, какие пословицы вы знаете про казака?

Дети:

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак в беде не плачет.

Казак сам голодает, а конь его сыт.

Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Терпи казак, атаманом будишь

Казаку честь-родину беречь

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.

Воспитатель: А как звали жену казака?

Дети: Казачка (воспитатель показывает макет казачки)

Воспитатель: Сейчас, ребята, вам задание «Одень в костюмы казака и казачку» (Воспитатель раздает детям вырезанные куклы с набором вырезанной бумажной одежды, современной и казачьей). Рассматривание кукол в казачьей одежде.

3. Беседа на тему «Казачий быт»

Воспитатель: Для жилья казаки строили себе хаты-мазанки, низкие, с маленькими окошками, крытые соломой. Полы были глинобитные, т. е. помазанные глиной и посыпанные соломой или душистой травой.

При закладке дома, казаки применяли специальные обряды:

На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья – чтобы все водилось.

В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (её не полагалось брать за помощь).

Воспитатель читает произведение Гимн Хате (в сокращении) И. Бойко

Боль, моя, любовь моя, жаль моя. Вздрагиваешь от малейшего ветерка, от воробьиного крика, от гула моторов в степи. Просунулась, пошерхла от времени, надвинула до завалинки истощенную дождями соломенную крышу, уткнула в землю печальные окна. А над тобою небо - как огромный сверкающий колокол. Гремит на весь мир над тобою кубанское небо, а ты все старишься, все хилишъся, врастаешь в землю. Отглядели вишни в твои окна, отсидели на твоих завалинках девчата, отплясали, отпели тебе парубки, скоро совсем тебя не будет, боль моя! Строили тебя, на скорую руку, из всего, что ни есть: из самана, турлука, набивали глиной, рубили из дуба; укрывали бурьяном, камышом, дранью. Под твои углы закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, петухами, рыбками, розами; в цвет васильков раскрашивали окна, чтоб радовали глаз.

Строили тебя всей родней, всей улицей, всей станицею и потому к тебе каждый вхож, твои двери открытые каждому. А сколь пота пролила ты! Просыпалась рано-рано, на зорьке. Будили тебя петухи, коровы, овцы, звон наковален в кузнеце. И было тебе радостно, когда вокруг тебя невестами хороводились вишни, яблони, груши; когда у окон твоих оббивали цепами снопы, веяли зерно; когда в горнице ткали полотна, в сенях плели лапти•когда нашептывали тебе сны пряхи и веретено. И сколько набивалось в тебя детишек, хата, что ни повернуться, ни сесть! А сколько здесь свадеб отбушевало. Скоро тебя не станет, но ты навсегда в сердце моем. И я клянусь тебе, хата, быть чистым, как ты, быть щедрым, как ты, быть сильным, как ты.

Внутреннее убранство хаты (показ фото) Интерьер кубанского жилища был одинаков для всех районов Кубани. В доме было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла мебель: шкаф для посуды, комод для белья, сундуки и т. д.

Центральным местом в доме был «Красный угол – божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение, венчальные свечи, молитвы, поминальные книжки. Иконы из святого угла по давнему обычаю снимали для благословения молодого война на службу, для встречи его после окончания службы. Благодарили Бога за спасение сына. Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали кружевами и вышивали крестиком или гладью. На вышивке преобладал растительный орнамент.

4. Физкультминутка. Дыхательная гимнастика

Передо мною Родина моя:

Бескрайние пшеничные поля:

Вдохну я запах хлеба и цветов, (Вдох)

Увижу вдалеке родимый кров. (Выдох)

Вдохну – и руку к сердцу приложу, (Вдох, руку прикладывают к сердцу)

Я ветром этим очень дорожу. (Выдох)

И с ним вдыхать всю жизнь готов (Вдох)

Я запах этот хлеба и цветов (Выдох)

5. Коллективная работа лепка «Птичьего двора»

Коллективная работа лепка «Птичьего двора»

Спросить детей, каких домашних птиц они знают, уточнить знания об особенностях строения и повадках птиц. Рассмотреть птиц на картинках. Уточнить сходство и различие в их строении.

Я предлагаю вам вылепить какую – нибудь домашнюю птицу. Вспомните приемы лепки птицы: туловища, головы, длину шеи, ног. Мы будем лепить из целого куска пластилина.

В конце рассмотреть работы. Выбрать самые выразительные поделки, отметить средство выразительности (движение, особенности внешнего вида)

В процессе работы следить за правильным изображением птицы, за соблюдением пропорций частей тела.

6. Подвижная игра «Кауны» («Арбузы»)

Правила игры: На одном конце площадке проводится черта. Это - «бахча». За чертой на расстоянии 2-3 шагов от нее «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается линией «дом детей». Выбирается сторож. Остальные играющие дети

Когда сторож засыпает, дети направляются к бахче со словами:

Крадем, крадем кауны,

Деда не боимся

Дед нас палкой мы его каталкой

Сторож просыпается, бегут домой, а он их догоняет

Пойманного сторож отводит в сторону шалаша.

7. Итог НОД

- Чем мы сегодня занимались?

-Что вам понравилась больше всего?

Публикации по теме:

Дидактическое пособие  «Кубанский уголок. Хата казака и казачки»Дидактическое пособие  «Кубанский уголок. Хата казака и казачки» Кубанский уголок. «Хата казака и казачки». Очень важно в работе дошкольного педагога воспитывать любовь к родному краю. В нашем детском.

Социальный мир на основе Славянской культуры «Без печи хата — не хата»Социальный мир на основе Славянской культуры «Без печи хата — не хата» Програмное содержание: Продолжать знакомить детей с укладом жизни и бытом, традициями русского народа. Закрепить знания детей о сельском.

Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Хата казака»
Опубликовано: 18 мая 2015 в 07:58
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности «Хата казака»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Катунцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД