Калмыкова Валентина Васильевна
История изготовления изразцов.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Эстетическое воспитание дошкольников через расширение знаний детей об истории изготовления русской народной керамической плитки.
Программные задачи:
1. Расширить знания о свойствах глины.
2. Познакомить детей с технологией изготовления изразцов.
3. Обогатить и активизировать словарь: изразцы, податливая, пластичная, хрупкая, «обвар».
4. Приобщить детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности.
5. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на готовой форме.
Публикация «История изготовления изразцов,» размещена в разделах
6. Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
7. Сохранить и развить традиции национальной русской культуры, культурно-исторического наследия России.
Оборудование: Изделия народных промыслов из глины: ваза, расписанная гжельской росписью, посуда (кувшин, чашки, солонки, мисочки, цветочные горшки, дымковские игрушки (барыня, индюк, филимоновская свистулька, готовые глиняные изразцы, русская народная печь, выложенная изразцами, мокрая (в пакетиках) и жидкая глина в стаканчиках, кисти, заготовки изразцов и элементов декора, прутик, кирпичи, солома, дрова, овсяный кисель, половник, лукошко, последовательность изготовления изразцов в картинках, фонограмма песни «Ярмарка».
Ход занятия:
Воспитатель:
Солнце яркое встаёт
Всех на ярмарку зовёт!
Отворяет ворота,
Проходите, господа.
Русская ярмарка
Не каждый день бывает
Кто ещё не побывал
Очень много потерял.
Ай, народ подходи
На товар погляди
Мой товар не простой,
Весь стоит расписной.
Загляните - ка в палатки, что вы видите ребятки?
Дети: Филимонскую свистульку, барыню, посуду…
Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделаны все эти предметы? Возьмите их в руки.
Дети: Из глины.
Воспитатель: Правильно, из глины. Её добывают в оврагах, по берегам рек и озер.
Воспитатель: Вы всё назвали и кувшин, и посуду, и игрушки, а это не назвали. А как вы думаете, что это такое? (показывая на изразец). Это изразец. Изразец – это декоративная плитка, которой в русских деревнях украшали печь. Давайте заучим это слово: Закрепления слова ИЗРАЗЕЦ.
Вот и нашу печь выложили изразцами. Но со временем плиточка на печке раскололась и отвалилась. Давайте поможем мастеру и изготовим новые изразцы.
Дети: Давайте!
Воспитатель: Посмотрите, я подготовила для вас кусочки глины. Возьмите их в руки, разомните, расскажите, какая она (пластичная, податливая, мягкая, тёплая)
Воспитатель: А какого цвета у вас цвета глина?
Дети: Серая…
Воспитатель: Да, серая, глина может быть и белой, и серой, красной, голубой, и чёрной.
Попробуйте сделать изразец, вот такой вот формы (показывается изразец квадратной формы). Что вы будете для этого делать?
Дети: Мять, раскатывать…
Воспитатель: А чтобы он был вот такой ровной формы, с уголками?
Дети: Обрезать ножом или стеками.
Воспитатель: Да, глину раскатывали и делали вот такие квадратные заготовки – формы. Посмотрите, чем украшены изразцы?
Дети: Узорами, бабочками, кружочками…
Воспитатель: Эти узоры наклеивались на готовые изразцы. Я уже приготовила для вас готовые плитки и элементы узоры. Давайте украсим изразцы! Подходите ко мне.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Чтобы приклеить узоры, нам понадобится специальный клей – жидко разведённая глина. Его я вам тоже уже приготовила. Возьмите кисточки и приклейте их.
Дети выполняют работу.
Воспитатель: Вот как красиво у вас получилось. После того как слепили изделия их сушили 3 дня, у нас к сожалению столько времени нет. Чтобы время пролетело быстро-быстро, мы подуем на наши поделки, столько раз, сколько дней они должны сушиться. Это значит, сколько раз мы должны подуть?
Дети: Три раза.
Воспитатель: Правильно, 3 раза, итак, начнём!
Воспитатель вместе с детьми дует на изразцы.
Воспитатель: После того, как изделия подсохли, их обжигали в специальной печке. А если печки не было, то изразцы обжигали в костре. А как это делали, я вам сейчас расскажу. На ровной площадке вырывали неглубокую ямку, вот она. На ее дно укладывали кирпичи, их уже я положила. На кирпичи клали подсушенные изразцы, положите аккуратненько свои. Дети кладут свои изразцы в «яму». Сверху накрывали соломой, чтобы изделия не повредились. Вот лежит солома, положите её. А на солому клали дрова, вот они, положите их. Дети кладут в «яму» сначала солому, потом дрова. Жечь костер нужно не менее 8 часов. Чем дольше горит огонь, тем прочнее становились изделия.
Воспитатель: Давайте поможем разжечься костру, закличем огонь.
Физкультминутка
Играющие на распев говорят слова (водят хоровод у костра):
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Разгорайся высоко,
Чтобы было горячо!
Гори гори жарче
Костёр будет ярче
Выполняется два раза.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот какой чудесный огонь у нас разгорелся! Спасибо вам за ваш труд – хорошие изразцы сделали вы для нашей печки. Но они ещё не совсем готовы.
Когда готовые горячие изразцы вынут из костра, их сразу же окунут вот в такой кисель, посмотрите, какой густой, его варили из овса. Потрогайте пальчиками, какой кисель на ощупь? (липкий, клейкий) Опустят плиточку в кисель и просушат – изразец становится гладким, по нему хорошо ложится краска. Вот и вы, ребята, сможете разукрасить готовые изразцы сами. Я дарю их вам в подарок (воспитатель отдаёт корзину с изразцами). А сейчас мы вспомним, как же можно сделать из глины изразец. Дети вспоминают последовательность изготовления изразцов.
А теперь пора возвращаться в группу.