Валерия Щербакова
Историческая программа военно-патриотического кружка «Мы помним…»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Современное российское общество, живущее в условиях рыночной экономики, оказалось неготовым к восприятию коренных изменений, происходящих в государственной и общественной жизни, к трудностям социальной сферы. Результатом этого оказались апатия, безответственность и агрессивность, цинизм и индивидуализм, духовная опустошенность, а в конечном итоге - падение гражданственности и патриотизма, резкий поворот в противоположную сторону от отечественной культуры и истории, утеря нравственного ориентира в жизни подрастающего поколения.
Публикация «Историческая программа военно-патриотического кружка „Мы помним…“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
В настоящее время в российском обществе патриотизм постепенно возрождается как высшая ценность, направленная на формирование социально значимых качеств у молодого поколения. Одним из важнейших направлений возрождения патриотизма у школьников является воспитание историей, на героическом прошлом и настоящем нашей Родины.
Уроки истории не всегда могут однозначно ответить на извечные вопросы, волнующие умы многих поколений молодых людей - что такое любовь к Родине? Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы быть гражданином, достойным своей страны? Что такое подвиг, что лежит в его основе?
Актуальность темы кружка напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине у будущих защитников Отечества, что представляется нам одной из важнейших задач экспериментальной работы по военно-патриотическому воспитанию. данная программа рассчитана на определенный возраст учащихся: 11-17 лет.
Цели данной программы :
· познакомить детей с героическими страницами нашей истории;
· развивать у воспитанников интерес к военному делу, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;
· выработать у воспитанников исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости исторического процесса;
· дать ребёнку возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
· способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций детей, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.
· способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности.
Воспитанники должны:
· иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;
· знать об истории человеческого общества и месте в ней истории России.
· уметь анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
· владеть навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом;
· иметь опыт исследовательской работы.
Задачи:
• Воспитание бережного отношения к истории Родины и чувства благодарности за ратные подвиги своих соотечественников- воинов вооруженных сил РФ;
• Пробуждение у молодёжи желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к совершению подвига и продолжению традиций героизма;
• Более глубокое освещение недостаточно изученных исторических фактов; детальное описание баталий и сражений разных эпох, в том числе с использованием мультимедийной аппаратуры.
• Доведение до молодёжи боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы.
Предложенная программа выдержана в хронологических рамках истории Отечества, начиная с Древней Руси и заканчивая периодом Великой Отечественной войны, т. е. выбраны темы, изучаемые в курсе истории России. Это позволит учащимся разных возрастов более детально ознакомиться с важнейшими событиями истории. Количество часов – 34.
При реализации данной программы используются технологии: игровая, проектное и проблемное обучение, организации и проведения дискуссии.
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов проведения занятий. Вместе с традиционными формами обязательным являются использование активных форм, что способствует более глубокому усвоению воспитанниками теоретических знаний, позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников и превратить знания в интересный и результативный процесс.
Реализация целей и задач предполагает:
• создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;
• последовательную ориентацию на культуросообразность воспитания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека;
• создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
• формирование системы научных знаний и умения применять их в различных видах практической деятельности.
Данная программа включает в себя следующие виды обучения историко-исследовательского материала :
- лекции с обсуждением документов;
- беседы;
- практические занятия;
- «мозговой штурм»;
- анализ альтернативных ситуаций;
- работа в группах, парах, индивидуально;
- творческие работы;
- просмотр документальных фильмов, художественных;
- изучение исторического материала (фотографии, литература, документы);
- защита проектов.
Основные направления: историческое, духовное краеведение.
Предлагаемые темы для проведения мероприятий:
1. Ратные подвиги русских князей.
Первые русские князья. Основные направления внутренней и внешней политики. (Олег, Владимир 1, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Изяслав, Александр Невский.
2. Герои Куликовской битвы.
Куликовская Битва: Дмитрий Донской, Сергей Радонежский. Подвиг иноков Пересвета и Осляби.
3. Герои Смутного времени.
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Затворник Иринарх. Герой Троицкого «сидения»..
4. Великие полководцы и покорители морей 18 века.
Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Самуил Карлович Грейг. Василий Яковлевич Чичагов. Суворов Александр Васильевич. Франц Лефорт и Патрик Гордон. Памятка офицеру.
5. Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу. Евгений Оленин – "неизвестный" герой Отечественной войны 1812 года. Братья Тучковы. Земляки- герои Отечественной войны 1812 года
6. У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров). УСТАВ ЖЕНЫ ОФИЦЕРА. Верные подруги моряков. Подвиги женщин военнослужащих в боях за наше отечество.
7. Роль казачества в войнах XVIII и XIX в. в.
Донское и кубанское казачество в войнах. История становления казачьих войск. Присяга верному делу.
8. Героизм участников обороны Севастополя.
Петр Кошка. Сестринское и врачебное дело. Нахимов, Корнилов. Владимир Иванович Истомин.
9. Герои Первой мировой войны. – большой раздел (просмотр док. фильма, фотографии)
Забытая война и преданные герои. Юные герои Первой мировой войны. Кузьма Крючков. Леонид Николаевич Пунин.
10. Витте Ю. С., П. А. Столыпин - последние реформаторы российской империи. С. Ю. Витте и П. А. Столыпин - крупные политические деятели.
11. Столыпин Петр Аркадьевич - выдающийся реформатор, государственный деятель, патриот.
12. Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. Знаки отличия и различия эпохи Гражданской войны. Вожди и герои Белого движения: А. М. Каледин. А. В. Колчак. М. И. Репьев. М. П. Саблин.
13. Массовый героизм в Великой Отечественной войне. – большой раздел (просмотр док. Фильма, фотографий)
Героизм советских летчиков. Саратовские летчики - в память о них….
14. Подвиги Волжской Военной Флотилии. Основание ВВФ, ее роль в годы Гражданской войны и Сталинградской битве.
15. Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны.
Деятели культуры на войне и о войне. Работы художников, актеров и вокалистов на передовой.
16. Вьетнамские исследователи из СССР.
Герой СССР, Герой Вьетнама, лётчик-космонавт В. В. Горбатко;. ветеран вьетнамской войны генерал-майор А. П. Поздеев
17. Ребята из Афганистана. Саратовские герои. – большой раздел (просмотр док. фильмов, фотографий)
Александр Жадан - десантник из группы "СССР", Мироненко и Чепик –первые Герои афганской войны. Спецназовцы Кривенко,
Гусев, Козлов. Борис Всеволодович Громов из Саратова.
18. Чеченская компания и бессмертные подвиги солдат. – большой раздел (просмотр док. фильмов, фотографий)
Они защищали Отечество… Дело Ю. Буданова. – фильм
19. Космическое мышление.
Космонавты Советского Союза и России. Первые космонавты. Наборы в группы космонавтов · Авдеев Сергей Васильевич, Аксенов Владимир…. Единый отряд космонавтов России.
20. Героизм в наше время.
Исследование героизма и героического личностного образца. Выдающиеся героические подвиги наших родных и близких.
21. Чрезвычайные ситуации. МЧС.
Подвиг для спасателя - это просто работа? Кодекс спасателя. Хроника бедствий и работа спасателей.
22. Ребята- дошколята. Юные герои.
Герои без золотых звезд. Юные пожарники. О юных героях в сердцах благодарных потомков.
23. Патриоты современной России.
Патриоты России - стихи о Великой России - Современные стихи о России. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества. Влияние религии на развитие патриотизма. Герои современной России- электронный журнал.
24. МЫ- будущее нашей страны!
В жизни всегда есть место подвигу!