Светлана Мишукова
Консультация для родителей «Истоки трудолюбия»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему в дошкольном возрасте надо развивать умение трудиться? Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют очень рано. Они тянутся к делам старших, копируют их действия. Малыш, стирает как мама, действует молотком как папа, просит разрешить помыть посуду или расставить книги на полке, как бабушка…
В труде малыш ощущает себя большим, хочет быть ловким умелым, самостоятельным. Хотя у малышей отношение к делу еще не отличается достаточной отчетливостью и устойчивостью, а их труд - это скорее игра, однако и эти проявления следует всячески поощрять и развивать.
Публикация «Консультация для родителей „Истоки трудолюбия“» размещена в разделах
Мать троих детей рассказывала: «Трудно поверить, но уже с девятимесячного возраста стала приучать малышей пить из чашки. Когда они подрастали, учила их самих себя обслуживать. Старалась как можно меньше их опекать давала возможность самим одеваться, а если они что – то делали не так (а это случалось очень часто) не сердилась, не дергала их. Терпеливо объясняла и показывала, как держать чашку, как вести себя за столом, самостоятельно одеваться, учила различать правую и левую туфлю. Не сразу мои малыши все делали аккуратно: они обливали себя пищей, пачкали платья, колготки одевали наизнанку. Зато потом все окупилось: мне не приходилось уговаривать их что – либо делать самим - привыкли быть самостоятельными. Мое время освобождалось для других дел».
Трудовое воспитание особенно важно в нравственном становлении личности. В труде формируются такие качества, как чувство ответственности за порученное, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность. Кто из нас не знает, как трудовое поручение организует поведение ребенка! Непоседа проявляет усидчивость и сосредоточенность, медлительный - ловкость и смекалку, шалун - деловитость и терпение, неумейка – старание и желание сделать как можно лучше.
Трудовое воспитание начинается с выработки у него навыков самообслуживания. Удобный момент для этого наступает тогда, когда малыш впервые заявляет: «Я сам». Это одно из самых ценных свойств психики развивающегося ребенка – своеобразное стремление к независимости от опекающих его взрослых. Важно не пропустить этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность.
Младший дошкольник делает лишь то, что ему интересно. А в этом возрасте ему все интересно. Ведь он познает мир, и каждая вещь, ее качества и изменения новы. Резинка маленькая, а потянешь – она вытягивается, становится длинной и вырывается из рук, как живая. Хочет застегнуть пуговицу, она не слушается и вырывается - вдруг пролезла в петлю. Ребенок чувствует себя победителем. Вот здесь - то надо положить начало самостоятельного одевания. Для ребенка – это интересный и занимательный труд.
В дальнейшем у детей возрастает самостоятельность и поэтому они могут сами одеваться и раздеваться аккуратно, складывать вещи, помогать взрослым. У малышей появляется желание участвовать в поддержании порядка. Они учатся не сорить, не топтать зелень, цветы и посадки. Учатся испытывать удовольствие от чистоты и порядка в окружающем.
Для ребенка результат его усилий становится значимым, прежде всего в оценке взрослого. Поэтому его стремление быть самостоятельным способствует прежде одобрение. Замечать нужно не только достижения ребенка в данный момент (молодец Сережа сам застегнул курточку) но и то, что плохо получается, щадя при этом зарождающее самолюбие. Надо внимательно относится ко всему что, делает ребенок вместе с ним разобраться: что тут хорошо, а что тут и плохо. Это помогает ребенку быстрее понять свои ошибки, утвердиться в достигнутом и в следующий раз постараться сделать лучше. - труд полезен для ребенка. Он развивает его физически: движения точны и уверенны он лучше ориентируется в пространстве. Дает мощный импульс умственному развитию. Ребенок узнает о свойствах материалов с которыми работает - о тканях и металле, о картоне и пластмассах; его чувственный опыт заметно обогащается. Труд от малыша требует наблюдательности, памяти, сосредоточенности, активного восприятия, т. е. происходит развитие интеллекта. Малыш в процессе выполнения работы сопоставляет, сравнивает предметы, устанавливает закономерности явлений. Ему поручили ухаживать за растениями; тут малыш не просто действует руками, поливая цветы или огородные культуры из лейки, разрыхляя землю, – он получает возможность заметить рост растений и установить, что рост этот зависит от ухода – его ухода! Выполняя трудовое задание, должен себе представить с чего он начнет он делать, что дальше будет – ведь в каждом деле есть внутренняя логика, значит, ему надо свои действия приноровить к этой логике.
Элементарная детская трудовая деятельность очень тесно связана с игрой. Он стремится внести игру в любое занятие: умываясь, играет с водой, во время еды играет с ложкой и т. д. эту особенность детей надо учитывать и не злоупотреблять замечаниями и обвинениями, относясь с пониманием к детской потребности играть, стремление превращать окружающие предметы в объекты для игры, но в то же время надо развивать умения отличать игру от труда спокойно и в тоже время настойчиво добиваться, чтобы он доводил начатую работу до конца.
Игра и труд – они взаимосвязаны. Проводя игры с детьми двух-трёх лет, было установлено, что игра имеет отображающий характер, бытовой сюжет. Малыш повторяет несколько знакомых усвоенных бытовых действий: покормил куклу, положил её на кровать, погулял с ней, а потом опять кормит, укладывает спать и так далее. То есть ребёнок отражает в играх не взаимоотношения взрослых, а их действия, и, прежде всего бытовые, потому что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому.
Наблюдая за детьми, можно отметить, что практически все дети ещё только учатся навыкам гигиены и культуры поведения, но делают это с большим удовольствием. Отношение к культуре гигиены можно охарактеризовать как определённо положительное. Мотивация детей младшего возраста к здоровому образу жизни обрела устойчивые черты, о чем показывает их ежедневное поведение.
Любовь ребенка к игре можно использовать с целью повышения его интереса к самообслуживанию, если этот интерес угас и или по какой – то причине ребенок не хочет выполнять, то или иное поручение. Например, ребенок отказывается вечером убирать игрушки можно напомнить ему, что завтра к кукле Даше придут гости, поэтому все нужно хорошо убрать, чтобы ей не было стыдно. Или сказать, что завтра вы вместе будете ремонтировать машины, а для этого их надо сегодня аккуратно поставить в гараж.
Приучая детей трудиться, мы готовим наших воспитанников к тому, чтобы они смело могли вступить в самостоятельную жизнь.
Литература
1. Буре Р. С., Година Г. И. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя дет. сада. - М. Просвещение. 1983. – 144 с., кл. нот.
2. Журова Л. Е., Комарова Т. с. Научно – популярное издание. Мир детства. Дошкольник. М: Педагогика. 256с.
3. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М. ; Просвещение, – 1991 -141 с.