Папки-передвижки

Консультация для родителей «Истоки трудолюбия»

Светлана Мишукова
Консультация для родителей «Истоки трудолюбия»
▼ Скачать + Заказать документы

Почему в дошкольном возрасте надо развивать умение трудиться? Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют очень рано. Они тянутся к делам старших, копируют их действия. Малыш, стирает как мама, действует молотком как папа, просит разрешить помыть посуду или расставить книги на полке, как бабушка…

В труде малыш ощущает себя большим, хочет быть ловким умелым, самостоятельным. Хотя у малышей отношение к делу еще не отличается достаточной отчетливостью и устойчивостью, а их труд - это скорее игра, однако и эти проявления следует всячески поощрять и развивать.

Публикация «Консультация для родителей „Истоки трудолюбия“» размещена в разделах

Мать троих детей рассказывала: «Трудно поверить, но уже с девятимесячного возраста стала приучать малышей пить из чашки. Когда они подрастали, учила их самих себя обслуживать. Старалась как можно меньше их опекать давала возможность самим одеваться, а если они что – то делали не так (а это случалось очень часто) не сердилась, не дергала их. Терпеливо объясняла и показывала, как держать чашку, как вести себя за столом, самостоятельно одеваться, учила различать правую и левую туфлю. Не сразу мои малыши все делали аккуратно: они обливали себя пищей, пачкали платья, колготки одевали наизнанку. Зато потом все окупилось: мне не приходилось уговаривать их что – либо делать самим - привыкли быть самостоятельными. Мое время освобождалось для других дел».

Трудовое воспитание особенно важно в нравственном становлении личности. В труде формируются такие качества, как чувство ответственности за порученное, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность. Кто из нас не знает, как трудовое поручение организует поведение ребенка! Непоседа проявляет усидчивость и сосредоточенность, медлительный - ловкость и смекалку, шалун - деловитость и терпение, неумейка – старание и желание сделать как можно лучше.

Трудовое воспитание начинается с выработки у него навыков самообслуживания. Удобный момент для этого наступает тогда, когда малыш впервые заявляет: «Я сам». Это одно из самых ценных свойств психики развивающегося ребенка – своеобразное стремление к независимости от опекающих его взрослых. Важно не пропустить этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность.

Младший дошкольник делает лишь то, что ему интересно. А в этом возрасте ему все интересно. Ведь он познает мир, и каждая вещь, ее качества и изменения новы. Резинка маленькая, а потянешь – она вытягивается, становится длинной и вырывается из рук, как живая. Хочет застегнуть пуговицу, она не слушается и вырывается - вдруг пролезла в петлю. Ребенок чувствует себя победителем. Вот здесь - то надо положить начало самостоятельного одевания. Для ребенка – это интересный и занимательный труд.

В дальнейшем у детей возрастает самостоятельность и поэтому они могут сами одеваться и раздеваться аккуратно, складывать вещи, помогать взрослым. У малышей появляется желание участвовать в поддержании порядка. Они учатся не сорить, не топтать зелень, цветы и посадки. Учатся испытывать удовольствие от чистоты и порядка в окружающем.

Для ребенка результат его усилий становится значимым, прежде всего в оценке взрослого. Поэтому его стремление быть самостоятельным способствует прежде одобрение. Замечать нужно не только достижения ребенка в данный момент (молодец Сережа сам застегнул курточку) но и то, что плохо получается, щадя при этом зарождающее самолюбие. Надо внимательно относится ко всему что, делает ребенок вместе с ним разобраться: что тут хорошо, а что тут и плохо. Это помогает ребенку быстрее понять свои ошибки, утвердиться в достигнутом и в следующий раз постараться сделать лучше. - труд полезен для ребенка. Он развивает его физически: движения точны и уверенны он лучше ориентируется в пространстве. Дает мощный импульс умственному развитию. Ребенок узнает о свойствах материалов с которыми работает - о тканях и металле, о картоне и пластмассах; его чувственный опыт заметно обогащается. Труд от малыша требует наблюдательности, памяти, сосредоточенности, активного восприятия, т. е. происходит развитие интеллекта. Малыш в процессе выполнения работы сопоставляет, сравнивает предметы, устанавливает закономерности явлений. Ему поручили ухаживать за растениями; тут малыш не просто действует руками, поливая цветы или огородные культуры из лейки, разрыхляя землю, – он получает возможность заметить рост растений и установить, что рост этот зависит от ухода – его ухода! Выполняя трудовое задание, должен себе представить с чего он начнет он делать, что дальше будет – ведь в каждом деле есть внутренняя логика, значит, ему надо свои действия приноровить к этой логике.

Элементарная детская трудовая деятельность очень тесно связана с игрой. Он стремится внести игру в любое занятие: умываясь, играет с водой, во время еды играет с ложкой и т. д. эту особенность детей надо учитывать и не злоупотреблять замечаниями и обвинениями, относясь с пониманием к детской потребности играть, стремление превращать окружающие предметы в объекты для игры, но в то же время надо развивать умения отличать игру от труда спокойно и в тоже время настойчиво добиваться, чтобы он доводил начатую работу до конца.

Игра и труд – они взаимосвязаны. Проводя игры с детьми двух-трёх лет, было установлено, что игра имеет отображающий характер, бытовой сюжет. Малыш повторяет несколько знакомых усвоенных бытовых действий: покормил куклу, положил её на кровать, погулял с ней, а потом опять кормит, укладывает спать и так далее. То есть ребёнок отражает в играх не взаимоотношения взрослых, а их действия, и, прежде всего бытовые, потому что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому.

Наблюдая за детьми, можно отметить, что практически все дети ещё только учатся навыкам гигиены и культуры поведения, но делают это с большим удовольствием. Отношение к культуре гигиены можно охарактеризовать как определённо положительное. Мотивация детей младшего возраста к здоровому образу жизни обрела устойчивые черты, о чем показывает их ежедневное поведение.

Любовь ребенка к игре можно использовать с целью повышения его интереса к самообслуживанию, если этот интерес угас и или по какой – то причине ребенок не хочет выполнять, то или иное поручение. Например, ребенок отказывается вечером убирать игрушки можно напомнить ему, что завтра к кукле Даше придут гости, поэтому все нужно хорошо убрать, чтобы ей не было стыдно. Или сказать, что завтра вы вместе будете ремонтировать машины, а для этого их надо сегодня аккуратно поставить в гараж.

Приучая детей трудиться, мы готовим наших воспитанников к тому, чтобы они смело могли вступить в самостоятельную жизнь.

Литература

1. Буре Р. С., Година Г. И. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя дет. сада. - М. Просвещение. 1983. – 144 с., кл. нот.

2. Журова Л. Е., Комарова Т. с. Научно – популярное издание. Мир детства. Дошкольник. М: Педагогика. 256с.

3. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М. ; Просвещение, – 1991 -141 с.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Социокультурные истоки» Анкета для родителей! 1. Знакомы ли вы с программой «Социокультурные истоки»? А) да; Б) нет; 2. Согласны ли Вы с утверждением о необходимости.

Консультация «Детская ревность и ее истоки» ДЕТСКАЯ РЕВНОСТЬ и ЕЕ ИСТОКИ У детей ревность возникает и по отношению к своим братьям и сестрам. Для первенца появление второго ребенка.

Консультация для родителей «Истоки агрессивного поведения» Консультация для родителей "Истоки агрессивного поведения" Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда,.

Консультация для родителей «Истоки агрессивного поведения детей» Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желания ребёнка по какой-то причине не выполняются.

Консультация для родителей «Истоки агрессивного поведения детей» Уважаемые, родители! Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее.

Консультация для родителей  «Роль семьи в воспитании трудолюбия у дошкольников» Одна из основных функций семьи — воспитание детей. Для семейного воспитания правомерно прогрессивным считается демократический стиль взаимоотношений.

Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста» Трудолюбие является важнейшим качеством личности. Любовь к труду, с раннего возраста привитая ребенку, поможет ему в дальнейшем быстрее.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями по программе «Социокультурные истоки» «В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию;.

Консультация «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев» Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные.

Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия» «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование. А воспитание трудолюбия». К. Д. Ушинский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Истоки трудолюбия»
Опубликовано: 10 ноября 2018 в 21:28
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Истоки трудолюбия»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мишукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД