Лариса Соловьёва
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании трудолюбия у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных функций семьи — воспитание детей. Для семейного воспитания правомерно прогрессивным считается демократический стиль взаимоотношений между взрослыми, между взрослыми и детьми. Он основан на взаимном уважении и взаимопонимании, уважении к личности ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в воспитании трудолюбия у дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
В воспитательных воздействиях взрослых должны исключаться авторитарность, давление на ребенка, лишение его самостоятельности, инициативы. Наоборот, гуманный характер педагогического руководства со стороны взрослых, не исключающий, конечно, требовательности, определенной регламентации деятельности, поведения ребенка, непременно предусматривает и разумную для него свободу.
Авторитет взрослых основывается на любви и уважении к ним ребенка, что создает благоприятную для семейного воспитания обстановку, вызывает у детей стремление прислушиваться к советам, просьбам старших, охотно их выполнять.
Важнейшим, как мы уже сказали, в процессе формирования личности является воспитание трудолюбия. В этом плане трудно переоценить такой именно стиль воспитания в семье, такой фактор, как личный пример родителей и других взрослых членов семьи, которые честно трудятся, а также сообща выполняют многочисленные домашние обязанности.
Сила семейного воздействия на ребенка объясняется рядом факторов, важнейший — глубоко эмоциональный, интимный характер отношений, основанных на родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи. Особенно благоприятная атмосфера для развития у ребенка доброты, сострадания, заботливости, коллективизма создается в семьях, для которых характерны четкие нравственные установки и преемственность поколений.
Любовь ребенка к матери и отцу, бабушке и дедушке, братьям и сестрам побуждает его подражать им, брать с них пример, и если все члены семьи труженики, то и ребенок с раннего детства начинает стремиться к трудовой деятельности.
Родственные чувства, которые объединяют членов семьи, взаимопомощь, бескорыстная забота друг о друге — это необходимые, но далеко не единственные условия нравственного развития ребенка, его трудового воспитания.
Воспитание, в том числе и трудовое, должно строиться, прежде всего, на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих. Они необходимы всем людям независимо от возраста и в первую очередь дошкольникам, чей жизненный опыт невелик, а впечатлительность, эмоциональность, внушаемость высоки. Поэтому столь важно, чтобы каждый взрослый член семьи воспитывал у себя лучшие человеческие качества, был предан семье, честен во всем, справедлив, стремился быть терпимым к мнению другого, чтобы в семье укреплялись взаимопонимание и взаимоуважение.
Семья — это особая ячейка общества, жизнь которой во многом скрыта от посторонних; дома люди меньше контролируют себя, расслабляются, тем более важно развивать культуру отношений между членами семьи и общения с детьми.
Дети — члены семьи, и они должны быть, разумеется, в соответствии с их возрастными особенностями, причастны к ее жизни, к труду и отдыху, к повседневному общению.
Вовлечение ребенка в домашние заботы способствует воспитанию его как члена семейного коллектива.
Итак, из всего сказанного выше становится ясно, что воспитать трудолюбивого ребенка можно только тогда, когда отношения между членами семьи основаны на любви и уважении. Взрослые являются образцом для подражания, а дети вовлекаются в понятные для них и воспитательные, ценные семейные проблемы и приучаются к самостоятельной трудовой деятельности.
Весьма важным является также фактор постоянства и длительности воспитательных воздействий на детей: в идеале дети и взрослые должны трудиться вместе (или дети под наблюдением кого-то из старших) систематически на протяжении многих лет совместной жизни и в самых разных условиях, ситуациях.
Самостоятельная деятельность ребенка и его повседневные наблюдения (дома, в детском саду и т. д.) за добросовестным трудом людей — обязательные условия трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные знания о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает.
Родители должны знать об этом аспекте работы воспитателей детского сада и дома придерживаться таких же установок. Иногда родители недооценивают смысл подобней воспитательной работы — и допускают большую ошибку! Главное не в том, чтобы дети поняли и запомнили трудовые процедуры (это им еще не под силу, да и не нужно); главное, чтобы они поняли цель различных видов трудовой деятельности, ее результаты, а также отношение людей, прежде всего самых близких — родителей, бабушки, дедушки,— к работе, как ее выполняют. Очень важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста вместе со всеми радовались, если труд кого-либо из членов семьи отмечается наградой или премией. А вот фиксировать внимание детей на негативных моментах (работа не нравится, даже тяготит, начальник не справедлив, с коллегами нет взаимопонимания и пр.) не стоит. Это, естественно, не относится к таким ситуациям, когда кто-то из родителей активно борется против недостатков (плохая дисциплина, недобросовестность работников, некомпетентность руководителя, сталкиваясь с различного рода трудностями.
Итак, родителям необходимо помнить: их отношение к работе — важнейший фактор трудового и нравственного воспитания ребенка.
Приучаясь к труду с раннего возраста, дети овладевают полезными умениями и навыками, получают определенные знания. Главное же состоит в том, что у них воспитывается уважение к старшим, стремление на деле проявить свою заботу о них.
В семьях, где трудовому воспитанию уделяется много внимания, дети говорят о работе, в которой участвуют вместе со взрослыми или которую выполняют самостоятельно.
Дети понимают, что они помогают взрослым, у них эмоционально-осознанное отношение к значению своей работы для родных. А это происходит потому, что взрослые стремятся передать своим детям необходимые знания, понимают, что у детей этого возраста труд и игра связаны между собой.
Таким образом, совместный труд и общение в процессе выполнения работы оказываются эффективным средством воспитания и обучения дошкольников.
В семье ребенок познает самого себя и окружающий мир, здесь вырабатывается его отношение к людям, здесь он формируется как личность.
Велика ответственность матери, отца, других взрослых членов семьи, как перед подрастающим человеком, так и перед государством за его правильное воспитание, за подготовку ребенка к жизни, труду.
Роль семьи во всестороннем, а значит, и трудовом воспитании старших дошкольников, в формировании у них трудолюбия значительно повышается благодаря систематической помощи детского сада.
Вывод
Свою консультацию мне хотелось бы закончить и подчеркнуть словами великого русского педагога В. А. Сухомлинского, что «Трудовое воспитание — это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать».
Воспитывая у детей желание и умение трудиться, мы тем самым решаем важные социальные задачи формирования личности ребенка. Трудовое, нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование активной позиции человека могут быть достигнуты только совместными усилиями семьи и общественности!