ольга толмачева
Использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье всему голова, всего дороже.»Какая мудрая пословица и как много она в себе несёт. Здоровый образ жизни - это сила, это ценность и богатство.
Одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ :
1. сохранить здоровье детей
Публикация «Использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ» размещена в разделах
2. закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
3. повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
4. проведение профилактической оздоровительной работы;
5. ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
6. мотивация детей на здоровый образ жизни;
7. формирование полезных привычек;
8. формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
9. воспитание ценностного отношения к своему здоровью
10. обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые включают в себя:
Физкультминутки – их еще называют динамичными паузами. Это несложные физические упражнения.
Дыхательная гимнастика - представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Гимнастика для глаз – направлена на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика выполняется 2-4 минуты. Снимает напряжение, предупреждения утомления, тренирует глазные мышцы, укрепляет глазной аппарат.
Игротерапия - считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх.
Ритмопластика- это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений.
Ароматерапия - предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий выполнять не должны.
Пальчиковая гимнастика - это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей.
В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Ближе всего для меня пальчиковая гимнастика, я считаю, что она несёт огромный вклад в развитие ребёнка. Тренировка пальцев, делает речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.
Поданной теме, мной создана отдельная картотека, где используется комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами.
Немало важно в работе с детьми их заинтересованность в выполнении определенных действий. Особенность пальчиковой гимнастики заключается в том, что это всегда игра. Время проведения гимнастики может варьироваться в зависимости от вида игры (в среднем от трёх до пяти минут). Если игра занимает малое количество времени, то её можно выполнять в перерывах между занятиями.
Перед началом выполнения упражнений необходимо подготовить детские ручки: разогреть их. Для этого можно мягкими движениями потереть ручки друг о дружку или погладить. После того как ручки готовы, можно приступать к самой гимнастике.
При проведении пальчиковой гимнастики я использую следующее : показываю свои действия; или же помогаю ребёнку, действуя его руками.
Начинается пальчиковая гимнастика с ознакомлением детей с правилами игры, текстом упражнения и раздаточным материалом, если таковой имеется. Далее выполняется задание, проговаривается текст игры (стихотворение, считалку и др., дети начинают повторять. С детьми второй младшей группы можно заранее разучивать стихотворения, песенки, рассматривать иллюстрации, обсуждать и пересказывать необходимые для занятий тексты.
Цель:
Учить рисовать детей в нетрадиционной технике «пальчиками». Аккуратно окунать пальцы в краску, прикладывая пальцы к листу бумаги и оставляя отпечаток.
Программные задачи:
Образовательные:
-развивать интерес к рисованию красками в нетрадиционной технике
-закреплять цвета
Развивающие:
-Развивать воображение
-Умение слушать и выполнять задания по заданному образцу
Воспитательные:
-Формировать совместное взаимодействие
-Научить аккуратно, окунать пальцы в краску
- Научить прикладывать пальцы к листу бумаги и оставляя отпечаток
-Учить бережно относиться к материалам
Материалы и оборудование.
-мольберт
- раздаточный материал (шаблоны листьев)
-тарелочки для гуаши
-гуашь трёх цветов (жёлтый, красный, коричневый)
-стаканчик с водой
-салфетки
Предварительная работа.
Рассматривание фотографий и картин с осенним лесом.
Чтение стихотворения про осень (В. Берестова «Октябрь»)
Структура занятий.
1)Вводная часть -5 минут.
Показ иллюстраций и беседа.
2)Основная часть-15 минут.
а) рисование пальчиками
б) прочтение стихотворения (В. Берестова «Октябрь»)
в) физкультминутка
г) беседа о проделанной работе
д) заключительная часть-2 минуты
Ход деятельности:
Этапы деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
Мотивационно-организационный этап
-Ребята, посмотрите какая погода за окном? Деревья меняют окрас и скидывают свои листочки. Как вы думаете, почему?
-Как вы думаете, какое сейчас время года?
- А знаете вы, какие бывают осенние листья на деревьях?
-А как вы думаете, почему листики начинают желтеть и опадать?
Дети рассматривают погоду за окном.
Ответы детей.
Практический этап
Рефлексивный этап
Воспитатель демонстрирует детям картинки с осенним пейзажем.
-Ребята давайте посмотрим на картинку и вспомним, какое время года у нас изображено.
На улице наступила глубокая осень, и деревья меняют своё обличие.
Листья висят на веточках деревьев и лежат на земле.
Когда листья опадают с деревьев, это явление называется – листопадом.
Я вчера гуляла в осеннем лесу и набрала вам коробочку осенних листков.
Давайте рассмотрим их поближе.
Какого цвета наши листочки?
-Хочется прочитать вам стихотворение про осень.
Читает стихотворение.
«Октябрь»
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый.
Весь румяный золотой.
Ты куда, листок? Постой!
-Давайте с вами представим, что мы осенние листочки и поиграем с вами.
(Дети встают и начинают делать упражнения)
Мы - осенние листочки (Качаем головой
вправо-влево)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем). Дунул ветер-мы цепочкой (ребёнок поворачивается в сторону воспитателя, друг за другом полетели (Бегаем по комнате за воспитателем на носочках).
Полетели, полетели и на землю сели
(присаживаемся на корточки).
-Ребята перед тем как сесть рисовать наши осенние листочки,давайте с вами немного поиграем с нашими пальчиками. (выполняют пальчиковую гимнастику).
«Вышли пальчики гулять»
Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)
Стали листья собирать, (сжимаем кулачки)
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)
Сколько листиков собрали
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)
Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем «фонарики».
-Давайте теперь с вами превратимся в лесных эльфов, и будем разрисовать наши волшебные, осенние листочки. Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно за моими движениями, я покажу вам, как правильно нужно рисовать нашими пальчиками. Сейчас мы с вами смочим кончик нашего пальчика в краске и аккуратно прижмём его к нашему осеннему листочку, делая точки. Точки нужно делать близко друг за другом, что бы наш листок был полностью раскрашен.
Придерживайте листок левой рукой, чтобы он оставался на месте и не убегал от нас.
-После того как мы закончим разукрашивать наши листочки, давайте возьмём влажные салфеточки и вытрем наши ручки.
-Ребятки, какие вы все молодцы, какие красивые листочки у нас получились!
-А теперь давайте поднимем вверх наши красивые листочки и помашем ими. Смотрите, какой красивый, осенний листопад у нас получается.
-Скажите ребятки, понравилось вам наше занятие?
-Что мы с вами нарисовали?
-Правильно, осенние листочки.
-А какие цветом они у нас получились?
-А кто из вас запомнил, каким способом мы рисовали?
-Правильно, пальчиками!
-Давайте мы с вами отнесём наши красивые листочки к нам на выставку и вечером покажем нашим мамам,какой осенний листопад у нас с вами получился.
Дети смотрят иллюстрации и слушают воспитателя.
Слушают.
Физкультминутка «Осенние листочки».
Выполняют упражнение.
Повторяют за педагогом.
Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Перспективный этап Сегодня мы с вами познакомились с новой техникой рисования. Дома вы можете повторить наше увлекательное занятие и научить своих родителей, рисовать пальчиками.