Надежда Андреевна Гусева
Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы – Повысить профессиональную компетентность в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• изучить методики по обучению детей грамоте;
• составить план учебно-воспитательной работы с детьми по подготовке к обучению грамоте;
Темочки:
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• учить определять первый и последний звук в слове;
• учить определять наличие звука в слове;
• упражнять детей в умении составлять слова, ориентируясь на первые звуки в словах;
• учить различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки;
• закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
• развивать мелкую моторику;
• воспитывать организованность, дисциплину, умение и желание самостоятельно оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников и результаты своей деятельности.
Предполагаемый результат
• совершенствование профессионального уровня;
• определять наличие звука в слове различной слоговой структуры;
• давать качественную характеристику звука: твердый-мягкий, звонкий-глухой;
• определять место звука, количество и порядок звуков в словах из 2-3-4 слогов;
• определять количество слогов в слове;
• знать графический образ буквы.
• 1 этап – теоретический
- Проанализировать методическую литературу по данной проблеме.
Литература по теме:
1. Александрова Т. В. «Живые звуки или фонетика для дошкольников» журнал: «Ребёнок в детском саду».-2005.- №5, 6, 7, 8.
2. Валеева В. З. К чтению через игры со звуками. //Логопед. №8.2012.
3. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М. : Мозаика-синтез, 2012.
4. Гербова В. В. «Развитие речи старших дошкольников в детском саду»- М. : «Просвещение 2008г.
5. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика – Синтез, 2005.
6. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М. : АЙРИС ПРЕСС, 2006.
2 этап – практический
№ п/п
Содержание работы
Сроки выполнения
1
2
Работа с детьми:
- Повторение по речевому образцу.
- Использование различного дидактического материала.
- Беседы.
- Игровые упражнения.
Работа с родителями:
- Индивидуальные беседы с родителями
- Рекомендации родителям (информация на стенде, папки передвижки)
- Консультации для родителей
В течение учебного года
Перспективный план по самообразованию
Воспитателя Гусевой Надежды Андреевны
На 2020-2021 уч. г.
Месяц Направления работы Способы достижения
Сентябрь Планирование работы с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создание плана работы.
Подбор методической литературы и конспектов НОД для совместной деятельности с детьми.
Формировать навык звуко-буквенного анализа. Учить выделять звук из ряда гласных, определять позицию звука в слове. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Упражнять в написании печатных букв А,У,И,О, ориентируясь на образец. Учим гласные звуки и буквы А, У, И, О.
Октябрь Консультация для родителей «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» Папка - передвижка
Формировать навык звуко-буквенного анализа. Учить определять позицию заданного звука в словах, активизировать работу слухового анализатора. Упражнять в написании согласных букв П,К,Н,М. Учить читать слоги с пройденными буквами. Согласные звуки и буквы П, К,Н,М.
Познакомить детей с согласным звуком и буквой Й, формировать навык звуко-буквенного анализа, умении вслушиваться в текст и учить определять позицию заданного звука в словах. Формировать навык самоконтроля. Звук и буква Й.
Ноябрь Закрепить навык различения и правильного произношения звука Х. Учить слышать его в фразах, предложениях. Развивать фонематический слух. Учить выделять звук Х в начале, середине, конце слова, составлять слоги со звуком, работать со схемой слов с этим звуком. Учить дифференцировать гласные и согласные буквы в словах муха, хлеб. Знакомить с буквой Х. Упражнять в её написании. Развивать графические навыки. Звук и буква Х.
Формировать навык звуко-буквенного анализа. Закреплять произношение звуков в словах и фразах. Учить внимательно слушать текст и определять первый звук в слове. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Учить читать слоги с пройденными буквами и проводить звуко-слоговой анализ. Звуки и буквы И, Э.
Декабрь Закрепить навык различия и правильного произношения звуков Б-П. Формировать навык звуко-буквенного анализа, составлять схемы написанных слов. Закреплять умение определять позицию заданного звука в слове. Учит читать слоги из пройденных букв, писать их. Развивать графические навыки. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Звуки и буквы Б, П.
Закрепить навык различия и правильного произношения звуков Б-П. Учить различать твёрдые и мягкие звуки, звонкие и глухие. Формировать навык звуко-буквенного анализа, определять позицию заданного звука в словах, читать слова из ранее пройденных букв (ДОМ, КОТ, составлять схемы этих слов. Развивать внимание, логическое мышление, графические навыки. Звуки и буквы Д,Т.
Январь Закрепить навык различия и правильного произношения звуков Г-К. Учить различать твёрдые и мягкие звуки, звонкие и глухие. Формировать навык звуко-буквенного анализа, определять позицию заданного звука в словах, читать слова из ранее пройденных букв. Развивать память, логическое мышление, графические навыки. Звуки и буквы Г,К
Упражнять в произношении звуков С-З, развивать умение определять первый в слове, позицию звука в словах. Продолжать учить глухие и звонкие согласные. Формировать навык звуко-буквенного анализа, читать слова (сом, коза) и составлять схемы этих слов. Упражнять в написании букв С-З. Развивать графические навыки. Звуки и буквы С, З.
Февраль Закрепить навык различия и правильного произношения звуков В-Ф. Продолжать определять позицию заданного звука в слове. Упражнять в написании букв В-Ф и пройденных гласных, учить читать слоги с пройденными буквами. Продолжать проводить анализ прочитанных слов. Развивать слуховое внимание, память, графические навыки. Звуки и буквы В, Ф.
Рекомендации родителям: «Систематизация знаний родителей по подготовке детей к обучению грамоте.» Информация на стенде
Учить внимательно слушать текст стихов, подбирать слова, подходящие по смыслу. Развивать фонематический анализ и способность к переводу звука в другую знаковую систему (кружок). Продолжать учить проводить звукобуквенный анализ написанных слов, определять позицию звуков в слове. Упражнять в написании пройденных букв, читать слоги с пройденными буквами. Формировать умение понимать учебную задачу и решать её самостоятельно. Звуки и буквы Ш,Ж.
Март Формировать навык звуко-буквенного анализа, составлять схемы слов. Упражнять в написании согласных букв С, З, Ш, Ж. Учить читать слоги и слова с пройденными буквами. Активизировать мыслительный процесс, развивать память, мышление Формировать умение принять учебную задачу и решать её самостоятельно. Звуки и буквы С, З, Ш, Ж.
Продолжать определять позицию заданного звука в слове. Формировать навык звуко-буквенного анализа написанных слов. Упражнять в написании пройденных букв, слогов. Учить читать слова и слоги с пройденными буквами. Упражнять в дифференциации твёрдых и мягких звуков. Развивать внимание, логическое мышление. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Звук и буква Л.
Апрель Продолжать упражнять в правильном произношении звука Р. Упражнять в определении позиции звука в слове, определении первого слога в слове. Учить работать со схемой – проводить звуко-слоговой анализ написанных слов. Упражнять в написании пройденных букв, слогов, учить слоги и слова с пройденными буквами. Развивать внимание, логическое мышление. Формировать умение понимать учебную задачу и решать её самостоятельно. Звук и буква Р.
Учить определять позицию звука в слове, работать со схемой слова. Продолжать проводить звуко-буквенный анализ написанных слов. Упражнять в написании буквы Ц, читать слоги и слова с пройденными буквами. Учить детей отгадывать загадки, развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические сравнения. Звук и буква Ц.
Май Консультация для педагогов: «Элементарные навыки звукового анализа у дошкольников» Выступление на педсовете
Учить детей отгадывать загадки. Продолжать ориентировать внимание на звуковые свойства предметов, учит определять позицию звука в словах, работать со схемой слова. Продолжать проводить звуко-буквенный анализ, дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Учить читать слова с пройденными буквами. Формировать фонематический анализ, графические навыки. Развивать память, внимание, мышление. Звуки и буквы Ч, Щ.
3 этап – заключительный – подведение итогов
Май Отчёт по теме самообразования. - Выступление на педсовете о проделанной работе.
- Консультация для педагогов «Элементарные навыки звукового анализа у дошкольников».
Разработка плана по самообразованию на следующий год. Подбор методической литературы.