Приложение МААМ

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения

Вера Зворыгина
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Как говорил великий педагог В. А Сухомлинский: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Многие согласятся, что дошкольный возраст является началом всех начинаний

Одна из важных задач дошкольных учреждений – это физическое воспитание детей.

Здоровьесберегающие технологии являются одной из главных составляющих всей нашей работы. Здоровье можно рассматривать в физическом, психическом, интеллектуальном, личностном, духовном аспектах. Для этого необходимо создать комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат для каждого ребенка.

Здоровьесберегающие технологии не могут выражаться какой – либо отдельной технологией, т. к. это очень объемное понятие. Здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей, постоянное стремление самого педагога к совершенствованию.

Здоровьесберегающая деятельность – целая система мер сохранения и укрепления здоровья детей, которые осуществляют педагоги, медицинские работники, родители и конечно сами дети.

К основным направлениям здоровьесберегающей деятельности в МБДОУ «Подгорнский детский сад «Берёзка» мы относим организацию: санитарного режима и создание гигиенических условий для детей; здорового сбалансированного питания; обеспечение психологического комфорта и безопасности детей во время пребывания их в детском саду.

Физкультурно – оздоровительное пространство детского сада включает просторный физкультурный зал, в котором созданы все необходимые условия для проведения физкультурных и оздоровительных мероприятий.

Формированию здоровьесберегающей компетенции способствует организованный в учреждении кружок «Крепыши», как дополнительное образование. Несомненным плюсом этих занятий, то, что эти формы физических нагрузок являются более безопасными, чем профессиональные тренировки в секциях любого вида. Отличается тем, что нет физического и психологического напряжения, «гонки» на результат, как в спортивных секциях. На занятиях все дети находятся в равных условиях – каждый ребенок в равной степени может проявить себя. Здесь присутствуют яркие и позитивные эмоции, радость от преодоления трудностей и препятствий, интересное общение. Эти занятия включают в себя элементы гимнастики, аэробики, упражнения на тренажерах. Такие упражнения незаменимы для развития у ребят координации, ловкости, кроме этого в результате данных занятий у детей улучшается работа вестибулярного аппарата, что очень важно в любом возрасте, не говоря уже о создании у ребенка идеальной осанки и правильной походки.

В нашем детском саду каждое утро проводится утренняя гимнастика в течение 10 минут на улице или в помещении в зависимости от погодных условий. Для привития интереса к утренней гимнастике педагоги используют различные атрибуты: мячи, ленты, степы, гантели, гимнастические палки и т. д. и музыкальное сопровождение, что задает ритм и поднимает настроение.

Регулярное выполнение детьми утренних физических упражнений содействует проявлению волевых усилий, вырабатывается полезная привычка начинать день с утренней гимнастики. Утренние физические упражнения укрепляют дыхание, усиливают кровообращение, содействует обмену веществ, помогают развитию правильной осанки.

Чтобы предупредить утомления на занятиях, требующих внимания и умственной работоспособности детей, педагоги проводят физкультминутки, которые повышают общий тонус, моторику, внимание и память, создают положительный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

В своей работе используем гимнастику для глаз, которая помогает снять зрительную нагрузку. Она необходима для того чтобы сохранить зрение детям. Упражнения для глаз достаточно просты.

После дневного сна педагоги с ребятами проводят гимнастику такие как «Медвежата проснулись», «Кошечки», и т. д. направленные на медленное востановление тонуса организма.

Для профилактики плоскостопия подобрали ряд занимательных игр такие как «Я гимнаст» (хождение босыми ногами по верёвке лежащей на полу, «Косолапый медвежонок» (хождение на внешней стороне ступни, «Кто больше?» (сбор пальчиками ног мелких шариков из бумаги) и т. д. Большой популярностью у детей пользуется «Дорожка здоровья» (чередование в виде следа «травка», камушки, водная дорожка, палочки).

Для коррекции осанки мы проводим такие игры как «Пронеси мешочек» (на голове, «Удержи гору» (постоять спиной к стене) и др.

Большое внимание мы уделяем пальчиковым играм. Развитие мелкой моторики у детей способствует развитию речи. При речевой активности ребенка повышаются его адаптивные возможности: быстрее осваивается среди сверстников, участвует в коллективных играх, занятиях. У педагогов имеются различные тематические картотеки пальчиковых игр.

Закаливание – это самая важная часть комплекса по уходу за здоровьем. Постоянно кратковременное проветривание поддерживает микроклимат в группе, а так же проводится кратковременное проветривание группового помещения перед занятиями, сквозное проветривание помещения в отсутствии детей.

Одним из самых действенных закаливающих процедур является прогулка. Для укрепления физического здоровья детей оборудованы участки для прогулок. Есть игровое и спортивное оборудование: песочницы, горки, ворота, лесенки и др. Подвижные игры проводимые во время прогулок, дни здоровья, соревнования позволяют снять эмоциональное и мышечное напряжение, укрепляют мышцы рук, ног, спины, развивают легкие, координацию движений, ловкость, быстроту, навыки взаимодействия детей друг с другом.

В период повышенной заболеваемости ОРВИ медсестра детского сада готовит для детей кислородный коктейль – это различный сок насыщенный кислородом до состояния пены. Его употребление компенсирует недостаток кислорода в организме.

Для профилактики бронхо-легочных заболеваний используем ряд специально подобранных игр и упражнений на выработку правильного дыхания такие как «Веселая вертушка», «Буря в стакане», «Аэробол» и др.

Дети получают массу положительных эмоций на развлекательных и оздоровительных мероприятиях, а еще больше эмоций когда в таких мероприятиях участвуют их родители. Семья и детский сад – это две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. Самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать наилучшего результата, если роль семьи отсутствует.

Здоровый образ жизни ребенка, к которому приучают его в детском саду, должен находить ежедневную поддержку дома. Семья — это среда, где создаётся здоровье ребёнка. Собственно родители, как основные воспитатели, обязаны заложить в сознании ребёнка основу стремления к здоровью. Перед педагогом стоит задача - убедить родителей в важности приобщения ребенка к здоровому образу жизни.

Для повышения родительской компетенции мы проводим различные беседы и консультации по профилактике здорового образа жизни для дошкольников. В информационном уголке всегда есть различные статьи и рекомендации по безопасности жизнедеятельности, советы по правильному питанию, пользе водных процедур, закаливанию объединенным общей темой «Азбука здоровья». Уделяем большое внимание родительским собраниям, открытым занятиям, спортивным мероприятиям с участием родителей. На открытых «занятиях здоровья» родители обучались необходимым знаниям, умениям и навыкам по здоровому образу жизни, учились использовать полученные знания в повседневной жизни. Например, родители познакомились со «Сказкотерапией», которая помогает установит с детьми эмоциональный контакт. «Сказкатерапия» способна вернуть душевный покой, а значит что психическое здоровье у детей будет в порядке.

Совместно с родителями оформляем выставки рисунков на темы: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», стенгазеты «Активный отдых нашей семьи», «В здоровом теле — здоровый дух», «В стране здоровья», и др.

Здоровьесберегающие технологии - одна из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Лишь здоровый ребенок с интересом и удовольствием включается во все виды деятельности, он бодр, оптимистичен, с радостью общается со сверстниками и взрослыми. Это залог его успешного развития всех сфер личности.

Подготовка ребенка к здоровому образу на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в работе каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте. Проблема здоровья детей актуальна в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях.

Список литературы:

Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.

Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.

«Здоровьесберегающая система ДОУ». Авторы – составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008

Публикации по теме:

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения
Опубликовано: 16 января 2025 в 16:15
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Вера Зворыгина (УИ 1017090) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД