Стрельникова Наталья
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Использование здоровьесберегающих технологий особенно актуально в работе с детьми ОВЗ.
Коррекционно-образовательная работа учителя-логопеда, учителя-дефектолога направлена на формирование и совершенствование речевой деятельности детей.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха и фонетически грамотной речи в целом, является фонетическая ритмика. Этот развлекательный вид деятельности обогащает и активизирует словарь дошкольников, воспитывает культуру речи, развивает память, мышление, воображение, стимулирует интерес детей и предупреждает усталость. Упражнения фонетической ритмики способствует формированию правильного дыхания, что особенно важно при коррекции звукопроизношения.
В процессе НОД по развитию речи целесообразно организовывать «фонетические минутки».
Начинать фонетическую ритмику следует с выполнения упражнений на дыхание, сочетающихся с речевым комментированием. Дыхательная гимнастика, с произнесением звуков на выдохе, рефлекторно уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их стенок расслабляет мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани.
Педагогу необходимо знать, что дыхательные упражнения должны выполняться в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта. Лучше начинать с выдоха, выполняя конкретные задания: “согреть руки” (выдох со звуком х-х-хо, “остудить воду” (выдох со звуком ф-ф-фу). Можно при выдохе имитировать задувание свечи с произнесением гласных звуков и т. д. по возможности более длительно. Нужно следить, чтобы выдох был полным, т. е. не прерывался для небольшого вдоха. Чем глубже будет вдох, тем полнее выдох. Для углубленного вдоха детям предлагается конкретное и понятное задание “понюхать цветок”. Во время вдоха голова должна
быть приподнята, шея выпрямлена. Если голова опущена и шея согнута, то верхние рёбра, а с ними и вся грудная клетка не будут приподниматься. Однако во время вдоха не следует поднимать плечи, т. к. при этом грудная клетка не расширяется.
Выполняя динамические дыхательные упражнения с детьми, имеющими нарушения речи, нужно помнить, что амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подниманием их вверх; выдоху - упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук.
Постепенно в упражнения по произнесению отдельных звуков на выдохе включается более сложный речевой материал, также произносимый на выдохе. Сначала слоги и слогосочетания с различными гласными переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи. В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполнялись при произнесении гласных звуков. Для тренировки удлинённого выдоха применяется приём наращивания слогов, составленных с одним из согласных п, т, м.
Например, во всех упражнениях на выдохе произносятся серии слогов: та, та-та, та-та-та, та-та-та-та.
Словарным материалом для фонетических упражнений могут служить различные скороговорки, чистоговорки, стихи, считалочки, потешки. Они дают возможность работать не только над развитием фонематического слуха, но и над артикуляцией определенных звуков, интонацией, развивать слуховое восприятие, чувство ритма, знакомят детей с русским фольклором.
При организации фонетической ритмики важно выполнять следующие условия :
1 до начала заучивания скороговорки, все звуки у детей должны быть хорошо отработаны;
2 педагог должен быть образцом четкой, выразительной речи.
Чтобы облегчить заучивание воспитатель может использовать различные приемы :
- описывающий, с опорой на картинки или наглядные пособия;
- ритмический жест (чтение стихов в заданном ритме - хлопки, отстукивания, с помощью музыкальных инструментов);
Текст можно повторять шепотом или кричать, говорить шепотом только согласные или гласные звуки. Можно использовать соревнование двух команд или участников: кто быстрее и четко произнесет скороговорку, игра «Эхо» (одна команда начинает тихо, другая заканчивает громко).
Можно использовать такую форму работы как диалог.
Например:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да-да-да!
Особенно эффективным будет диалог при заучивании чистоговорок, направленных на дифференциацию похожих звуков. Например:
На, на, на – стою у окна. За, за, за – вот идет коза.
Ня, ня, ня – я веду коня. Са, са, са – летит оса.
Некоторые стихотворения рекомендуется заучивать по ролям, разыгрывать сценки.
Фонетическая ритмика с использованием считалок и ритмостихов, развивая фонематический слух, выполняет и дополнительную функцию, вырабатывает ощущение ритма слова, фразы.
Особое значение в процессе обучения и развития дошкольников имеет работа по формированию мелкой моторики и общефизических способностей.
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.
Формирование речевых навыков и мелкой моторики пальцев находятся в прямой зависимости друг от друга. Именно поэтому особое место в структуре обучающих занятий в детском саду отводится пальчиковой гимнастике.
Но педагогу важно соблюдать основные рекомендации при ее организации:
- после каждого упражнения необходимо расслаблять кисти рук;
- нагрузку на пальцы давать с учетом возрастных и индивидуально-физиологических особенностей детей.
Виды пальчиковой гимнастики разнообразны: игры с мячом, кубиками, мозаика, занятия с конструктором, шнурование, лепка, рисование, дидактические игры «Готовим обед», «Я помогаю маме» (перебирание зерен гороха, фасоли, крупы).
Проводить пальчиковую гимнастику с детьми младшего возраста лучше всего индивидуально или по несколько человек. Необходимо помнить, что чем меньше ребёнок, тем темп более медленный, движения выполняются в ритм слова.
Начинать с простых движений: сжимать и разжимать кулачок, сложить пальцы в «замок», сгибать и разгибать пальцы по одному, вращать ими. Всем известны игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».
Каждое упражнение воспитатель озвучивает стихотворением или сопровождает иллюстрацией. Например:
Имитировать игру на гармошке: Напряжение и расслабление пальцев:
- Я ладошки раздвигаю, -Дружно пальчики сгибаем,
- И на кнопки нажимаю! -Сильно кулачки сжимаем.
-Раз, два, три, четыре, пять-
- Начинаем разжимать!
Упражнения на развитие мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста усложняются.
К играм с пальчиками добавляются штриховка, раскрашивание, выкладывание орнамента или различных фигур, графические упражнения (для ориентировки на листе бумаги). Большое обучающее и развивающее значение имеет интегрированная НОД. Так, например, НОД по развитию речи могут проводиться совместно с рисованием, лепкой или конструированием, а также физической культурой.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Движения в любой форме, адекватные физическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время выполнения физических упражнений, у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.
Общеразвивающая гимнастика может быть использована всеми педагогами, как физкультминутка в ходе НОД в различной возрастной группе, или как самостоятельное весёлое развлечение.
Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает у дошкольников ритмическое чувство, координацию, речь, а также вызывает эмоциональный подъём. Выполнение физических упражнений с речевым сопровождением особенно благоприятно сказывается на становлении речевой функции у дошкольников. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определённому темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
“Звучащие стихи” в развитии общей моторики имеют определенное значение.
Вот некоторые из подобных упражнений: дети имитируют действия животных, повторяя стихотворения.
Упражнение «Аист»
Белый аист не устанет
На одной ноге стоять,
Но когда весна настанет,
Он захочет полетать.
Крылья - паруса расправит,
Улетит под небеса,
Все его за это хвалят,
Вот такие чудеса.
Упражнение “Рак”.
Рак в воде речной живёт,
Ходит задом наперёд,
Кто его не знает,
Пусть не проверяет.
Упражнение “Кошечка”.
Киска Маркизка
Кланяется низко,
Лезет под забор,
За сметаной вор.
В качестве примера игровых упражнений на координацию движения и развитие речи предложены следующие комплексы.
Игровые упражнения на этапе дифференциации гласных звуков
Упражнение 1
Дифференциация звуков А, У
Стихотворный текст Объяснение движений
Мы в лес пойдём, Руки перед собой поднять вверх;
Детей позовё м: руки перед собой опустить вниз;
Ау, ау, ау! на А широко открыть напряжённые руки, вдох
У - вытянуть напряжённые руки вперёд, выдох
(выполнить 3 раза)
Мы в лес пойдём,
Грибов там наберём Движения повторить
Ау, ау, ау (тише, чтобы одновременно работать над силой голоса).
Игровые упражнения на этапе дифференциации звонких согласных
Упражнение 2
Дифференциация звуков Б, Д, Г
Стихотворный текст Объяснение движений
Я бегу, бегу, бегу
И ногами в бубен бью, Лёгкий бег на месте.
Одновременно двумя ногами удары по полу стопами.
Потом бубен Диме дам
И пойду на место сам. Лёгкий бег.
Ходьба на месте.
Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации
свистящих звуков
Упражнение 3
Автоматизация звука С
Длинный выдох ребёнка, так чтобы щёки его не раздувались, рот был в полуулыбке, а язык по возможности прижимался к верхним зубам.
Стихотворный текст Объяснение движений
Я подую высоко, с-с-с-с. Руки поднять вверх ладонями вниз, ноги поставить на носки, подуть.
Я подую низко, с-с-с-с. Руки опустить вниз перед собой, ладонями вверх, подуть; ноги поставить на пятки.
Я подую далеко, с-с-с-с. Руки вытянуть перед собой ладонями вверх, наклон вперёд, подуть на ладони, ноги на носки.
Я подую близко, с-с-с-с. Руки положить на колени ладонями вверх и подуть на них, ноги на пятки.
Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации сонорных звуков
Упражнение 4
Дифференциация звуков Л, Л`
Пилят пилы, пилят пилы Ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны туловища вперед, руки в «замок»
Целый день, целый день Наклоны в стороны. Руки на пояс.
Пилят пилы без умолку, Повторить наклоны вперед.
Пилят пилы дуб и ёлку. Вернуться в исходное положение.
Используемая литература :
1. Александрова Т. В. «Живые звуки или фонетика для дошкольников» –
С. - Петербург, 2005.
2. Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика. - СПб., 2003.
3. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб., 2003.
4. Репина З. А., Буйко В. И. «Уроки логопедии»- Екатеринбург, 2000 г
5. Узорова О. В, Нефедова Е. А. «Пальчиковая гимнастика»- Москва, 2003 г.