Получи документы

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

Стрельникова Наталья
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

"Здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Использование здоровьесберегающих технологий особенно актуально в работе с детьми ОВЗ.

Коррекционно-образовательная работа учителя-логопеда, учителя-дефектолога направлена на формирование и совершенствование речевой деятельности детей.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах

Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха и фонетически грамотной речи в целом, является фонетическая ритмика. Этот развлекательный вид деятельности обогащает и активизирует словарь дошкольников, воспитывает культуру речи, развивает память, мышление, воображение, стимулирует интерес детей и предупреждает усталость. Упражнения фонетической ритмики способствует формированию правильного дыхания, что особенно важно при коррекции звукопроизношения.

В процессе НОД по развитию речи целесообразно организовывать «фонетические минутки».

Начинать фонетическую ритмику следует с выполнения упражнений на дыхание, сочетающихся с речевым комментированием. Дыхательная гимнастика, с произнесением звуков на выдохе, рефлекторно уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их стенок расслабляет мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани.

Педагогу необходимо знать, что дыхательные упражнения должны выполняться в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта. Лучше начинать с выдоха, выполняя конкретные задания: “согреть руки” (выдох со звуком х-х-хо, “остудить воду” (выдох со звуком ф-ф-фу). Можно при выдохе имитировать задувание свечи с произнесением гласных звуков и т. д. по возможности более длительно. Нужно следить, чтобы выдох был полным, т. е. не прерывался для небольшого вдоха. Чем глубже будет вдох, тем полнее выдох. Для углубленного вдоха детям предлагается конкретное и понятное задание “понюхать цветок”. Во время вдоха голова должна

быть приподнята, шея выпрямлена. Если голова опущена и шея согнута, то верхние рёбра, а с ними и вся грудная клетка не будут приподниматься. Однако во время вдоха не следует поднимать плечи, т. к. при этом грудная клетка не расширяется.

Выполняя динамические дыхательные упражнения с детьми, имеющими нарушения речи, нужно помнить, что амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подниманием их вверх; выдоху - упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук.

Постепенно в упражнения по произнесению отдельных звуков на выдохе включается более сложный речевой материал, также произносимый на выдохе. Сначала слоги и слогосочетания с различными гласными переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи. В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполнялись при произнесении гласных звуков. Для тренировки удлинённого выдоха применяется приём наращивания слогов, составленных с одним из согласных п, т, м.

Например, во всех упражнениях на выдохе произносятся серии слогов: та, та-та, та-та-та, та-та-та-та.

Словарным материалом для фонетических упражнений могут служить различные скороговорки, чистоговорки, стихи, считалочки, потешки. Они дают возможность работать не только над развитием фонематического слуха, но и над артикуляцией определенных звуков, интонацией, развивать слуховое восприятие, чувство ритма, знакомят детей с русским фольклором.

При организации фонетической ритмики важно выполнять следующие условия :

1 до начала заучивания скороговорки, все звуки у детей должны быть хорошо отработаны;

2 педагог должен быть образцом четкой, выразительной речи.

Чтобы облегчить заучивание воспитатель может использовать различные приемы :

- описывающий, с опорой на картинки или наглядные пособия;

- ритмический жест (чтение стихов в заданном ритме - хлопки, отстукивания, с помощью музыкальных инструментов);

Текст можно повторять шепотом или кричать, говорить шепотом только согласные или гласные звуки. Можно использовать соревнование двух команд или участников: кто быстрее и четко произнесет скороговорку, игра «Эхо» (одна команда начинает тихо, другая заканчивает громко).

Можно использовать такую форму работы как диалог.

Например:

- Гуси, гуси!

- Га-га-га.

- Есть хотите?

- Да-да-да!

Особенно эффективным будет диалог при заучивании чистоговорок, направленных на дифференциацию похожих звуков. Например:

На, на, на – стою у окна. За, за, за – вот идет коза.

Ня, ня, ня – я веду коня. Са, са, са – летит оса.

Некоторые стихотворения рекомендуется заучивать по ролям, разыгрывать сценки.

Фонетическая ритмика с использованием считалок и ритмостихов, развивая фонематический слух, выполняет и дополнительную функцию, вырабатывает ощущение ритма слова, фразы.

Особое значение в процессе обучения и развития дошкольников имеет работа по формированию мелкой моторики и общефизических способностей.

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.

Формирование речевых навыков и мелкой моторики пальцев находятся в прямой зависимости друг от друга. Именно поэтому особое место в структуре обучающих занятий в детском саду отводится пальчиковой гимнастике.

Но педагогу важно соблюдать основные рекомендации при ее организации:

- после каждого упражнения необходимо расслаблять кисти рук;

- нагрузку на пальцы давать с учетом возрастных и индивидуально-физиологических особенностей детей.

Виды пальчиковой гимнастики разнообразны: игры с мячом, кубиками, мозаика, занятия с конструктором, шнурование, лепка, рисование, дидактические игры «Готовим обед», «Я помогаю маме» (перебирание зерен гороха, фасоли, крупы).

Проводить пальчиковую гимнастику с детьми младшего возраста лучше всего индивидуально или по несколько человек. Необходимо помнить, что чем меньше ребёнок, тем темп более медленный, движения выполняются в ритм слова.

Начинать с простых движений: сжимать и разжимать кулачок, сложить пальцы в «замок», сгибать и разгибать пальцы по одному, вращать ими. Всем известны игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».

Каждое упражнение воспитатель озвучивает стихотворением или сопровождает иллюстрацией. Например:

Имитировать игру на гармошке: Напряжение и расслабление пальцев:

- Я ладошки раздвигаю, -Дружно пальчики сгибаем,

- И на кнопки нажимаю! -Сильно кулачки сжимаем.

-Раз, два, три, четыре, пять-

- Начинаем разжимать!

Упражнения на развитие мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста усложняются.

К играм с пальчиками добавляются штриховка, раскрашивание, выкладывание орнамента или различных фигур, графические упражнения (для ориентировки на листе бумаги). Большое обучающее и развивающее значение имеет интегрированная НОД. Так, например, НОД по развитию речи могут проводиться совместно с рисованием, лепкой или конструированием, а также физической культурой.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Движения в любой форме, адекватные физическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время выполнения физических упражнений, у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.

Общеразвивающая гимнастика может быть использована всеми педагогами, как физкультминутка в ходе НОД в различной возрастной группе, или как самостоятельное весёлое развлечение.

Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает у дошкольников ритмическое чувство, координацию, речь, а также вызывает эмоциональный подъём. Выполнение физических упражнений с речевым сопровождением особенно благоприятно сказывается на становлении речевой функции у дошкольников. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определённому темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

“Звучащие стихи” в развитии общей моторики имеют определенное значение.

Вот некоторые из подобных упражнений: дети имитируют действия животных, повторяя стихотворения.

Упражнение «Аист»

Белый аист не устанет

На одной ноге стоять,

Но когда весна настанет,

Он захочет полетать.

Крылья - паруса расправит,

Улетит под небеса,

Все его за это хвалят,

Вот такие чудеса.

Упражнение “Рак”.

Рак в воде речной живёт,

Ходит задом наперёд,

Кто его не знает,

Пусть не проверяет.

Упражнение “Кошечка”.

Киска Маркизка

Кланяется низко,

Лезет под забор,

За сметаной вор.

В качестве примера игровых упражнений на координацию движения и развитие речи предложены следующие комплексы.

Игровые упражнения на этапе дифференциации гласных звуков

Упражнение 1

Дифференциация звуков А, У

Стихотворный текст Объяснение движений

Мы в лес пойдём, Руки перед собой поднять вверх;

Детей позовё м: руки перед собой опустить вниз;

Ау, ау, ау! на А широко открыть напряжённые руки, вдох

У - вытянуть напряжённые руки вперёд, выдох

(выполнить 3 раза)

Мы в лес пойдём,

Грибов там наберём Движения повторить

Ау, ау, ау (тише, чтобы одновременно работать над силой голоса).

Игровые упражнения на этапе дифференциации звонких согласных

Упражнение 2

Дифференциация звуков Б, Д, Г

Стихотворный текст Объяснение движений

Я бегу, бегу, бегу

И ногами в бубен бью, Лёгкий бег на месте.

Одновременно двумя ногами удары по полу стопами.

Потом бубен Диме дам

И пойду на место сам. Лёгкий бег.

Ходьба на месте.

Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации

свистящих звуков

Упражнение 3

Автоматизация звука С

Длинный выдох ребёнка, так чтобы щёки его не раздувались, рот был в полуулыбке, а язык по возможности прижимался к верхним зубам.

Стихотворный текст Объяснение движений

Я подую высоко, с-с-с-с. Руки поднять вверх ладонями вниз, ноги поставить на носки, подуть.

Я подую низко, с-с-с-с. Руки опустить вниз перед собой, ладонями вверх, подуть; ноги поставить на пятки.

Я подую далеко, с-с-с-с. Руки вытянуть перед собой ладонями вверх, наклон вперёд, подуть на ладони, ноги на носки.

Я подую близко, с-с-с-с. Руки положить на колени ладонями вверх и подуть на них, ноги на пятки.

Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации сонорных звуков

Упражнение 4

Дифференциация звуков Л, Л`

Пилят пилы, пилят пилы Ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны туловища вперед, руки в «замок»

Целый день, целый день Наклоны в стороны. Руки на пояс.

Пилят пилы без умолку, Повторить наклоны вперед.

Пилят пилы дуб и ёлку. Вернуться в исходное положение.

Используемая литература :

1. Александрова Т. В. «Живые звуки или фонетика для дошкольников»

С. - Петербург, 2005.

2. Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика. - СПб., 2003.

3. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб., 2003.

4. Репина З. А., Буйко В. И. «Уроки логопедии»- Екатеринбург, 2000 г

5. Узорова О. В, Нефедова Е. А. «Пальчиковая гимнастика»- Москва, 2003 г.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
Опубликовано: 21 октября 2020 в 12:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Стрельникова Наталья (УИ 2052301) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД