Надежда Грек
Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье - является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально - экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медецинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам материнства и детства.
Хорошее здоровье - один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» размещена в разделах
Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения. Ведь дошкольный возраст- это уникальный возраст для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка о культуре здоровья, окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие.
Повышенного внимания требует укрепление нервной системы, охрана зрения, слуха, голоса, формирование правильной осанки у наших дошкольников. Поэтому необходим поиск новых методов и подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.
Цель: Здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры. Как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знание о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решить задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Задачи, связанные с оказанием элементарной медецинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослому - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.
• Закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
• Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.
• Педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе.
• Педагоги осуществляют личностно - ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
• Медико - профилактические
• Физкультурно - оздоровительные
• Технологии обеспечения социально - психологического благополучия ребенка (психолог).
• Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.
• Валеологического просвещения родителей.
• Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико – профилактические технологии.
• Организация мониторинга здоровья дошкольников.
• Организация и контроль питания детей.
• Физического развития дошкольников.
• Закаливания
• Организация профилактических мероприятий в детском саду.
• Организация контроля и помощь в обеспечении требования СанПиНов;
• Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровиительная технологии.
• Развитие физических качеств, двигательной активности.
• Становление физической культуры дошкольников.
• Дыхательная гимнастика.
• Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.
• Воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
• Для ребенка необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе.
Технологии здоровье сбережение и здоровьеобогащения педагогов.
Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Развитие потребности к здоровому образу жизни.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим для ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Технологии валеологического просвещения родителей.
• Папки - передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями.
• Практические показы (практикумы) и др. формы работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
- Наиболее значимые из всех вышеперечисленных на здоровье детей.
- В работе используются элементы здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного («технология раскрепощенного развития»)
Занятия проводятся в режиме динамических пауз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
Схемы зрительных траекторий используются для разминок, и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно – поисковых стимулах. На потолке, или стене, располагаются, различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую, либо игрушку или фигуру. Затем «пробежать» глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху – вниз.
Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Дети в течение всего года получают витаминные чаи, настои трав ромашки, крапивы, зверобоя, мяты, подорожника. Постоянно дети полощут рот отварами трав шалфея, эквалипта, календулы. С большим удовольствием наши воспитанники участвуют в дегустации травяных чаев:
• Успокаивающего чая (мята, пустырник).
• Противовоспалительного чая (зверобой, ромашка, подорожник).
• Витаминного чая (смородина, крапива, шиповник).
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.