Наталия Романова
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Целью использования здоровьесберегающих технологий является сохранение и улучшение здоровья детей. С каждым годом здоровье детского населения страны ухудшается. Ребенок – это самое ценное, что есть у родителей, и каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, физически развитым. Мною, как музыкальным руководителем, для укрепления и сохранения здоровья детей во всех видах музыкальной деятельности можно применить элементы здоровьесберегающих технологий.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
На музыкальных занятиях в разделе «Слушание музыки» применяю метод «Музыкотерапии» (О. А. Попов, М. Я. Мудров, И. Р. Тархунов). Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей, она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим обращаю внимание на то, какую музыку слушаем на занятиях (если надо успокоить детей слушаем спокойную музыку, если надо поднять настроение – веселую). При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Педагогам предлагаю использовать музыку для сопровождения образовательной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т. д.). Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также спокойную музыку предлагаю использовать перед сном, чтобы помочь детям успокоиться и расслабиться. Известен «эффект Моцарта». Исследования показали, что под влиянием его музыки дети быстрее развиваются, лучше учатся. Подобный эффект наблюдается при прослушивании музыки природы (шума дождя, морского прибоя, пения птиц). Двойной эффект приносит использование звукового сопровождения – игры на колокольчиках во время прослушивания музыкальных произведений В. А. Моцарта (очищает пространство от болезнетворных микробов). Слушание музыки проводится практически на каждом занятии во всех возрастных группах.
Очень часто использую на занятиях «Улыбкотерапию», как метод оптимизации психического состояния, направленный на снижение эмоционального дискомфорта, страха, агрессивности, замкнутости, поднятия настроения детей. Во время слушания веселых произведений обращаю внимание на то, какие эмоции вызывает музыка, можно поиграть в игру «Улыбнись соседу» (улыбаться соседу справа и слева во время слушания музыкальной пьесы). Чтобы создать благоприятную атмосферу на занятии (в начале или в конце занятия, предрасположить детей прошу подарить друг другу улыбку. Использую со среднего дошкольного возраста.
В разделе «Слушание», когда проходим тему «Сказка в музыке», использую «Сказкотерапию», что важно для душевного состояния ребенка, развития эмоционально-чувственной сферы, художественно-образного мышления. У О. Радыновой в программе «Музыкальные шедевры» для слушания есть отдельная тема «Сказка в музыке», а также музыкальные сказки, которые мы используем в работе с детьми. Музыкальные сказки слушаем 2-3 раза в год, начиная со второй младшей группы. Также совместно с воспитателями в досуговой деятельности показываем для всех детей драматизации сказок, кукольные спектакли (3-4 раза в год).
При слушании музыки или во время музыкально – дидактических игр на занятиях в старших группах применяю элементы «Музыкального аутотренинга», чтобы вызвать ответные эмоции ребенка на услышанную музыку.
«Психогимнастика» способствует развитию воображения, возникновению добрых и положительных ассоциаций, помогает расслабиться. С младшей группы использую этюды О. Чистяковой на развитие выразительных движений всего тела (мимику, пантомимику, эмоции, жесты).
В разделе «Пение» на занятиях использую «Вокалотерапию» (А. И. Попов, С. В. Шущурджан). Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Правильный подбор вокальных упражнений способствует более качественному функционированию сердечно – сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря активной работе которых массируются внутренние органы. В основном применяю вокальные упражнения Е. Тиличеевой из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. Эти упражнения использую практически на каждом музыкальном занятии перед пением песен, начиная со второй младшей группы.
В разделе «Пение» на занятиях в старших группах в игровой форме в течение 2-3 минут мною используются элементы «Дыхательной гимнастики» по методу А. Н. Стрельниковой (Приложение 2.1.6, которая направлена на укрепление и восстановление здоровья детей. Короткий и резкий вздох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку, что активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Используем перед пением с детьми старшего дошкольного возраста.
На занятиях в пении использую элементы «Физвокализа» (основатель – А. И. Попов, включающий голосовые упражнения с произнесением гласных и согласных звуков, направленных на увеличение объема легких, обеспечение их качественной вентиляцией. Используем только в старших группах, когда в пении работаем над правильным звукообразованием.
Также в пении на занятии использую «Фонопедический метод развития голоса» (ФМРГ) В. В. Емельянова, направленный на укрепление гортани, расширение звукового диапазона детского голоса, построенный на игровых ситуациях, где дети естественно выражают эмоции и звуки (мотор машины, гул самолета, храп, лай и др.). Дети с удовольствием выполняют такие упражнения, даже маленькие. Этот метод использую, когда в тексте песен имеются звукоподражания.
На занятиях в разделе «Пение», работая над дикцией, мы проводим «Артикуляционную гимнастику», задачей которой является выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика не отнимает много времени, но активно активизирует речевой аппарат, устраняет напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогревает мышцы языка, губ, щек, челюсти. Процесс обучения сводится к запоминанию правильных слуховых и мышечных ощущений, не перенапрягая голосовой аппарат, сохраняя свободу челюсти, корня языка, мышц шеи и затылка. Упражнения по артикуляционной гимнастике начинаю проводить со средней группы, когда идет работа над дикцией.
«Дикционные упражнения» провожу на занятии в разделе «Пение», когда идет работа над дикцией. Мы произносим текст песен шепотом, полушепотом, громким звуком (но не криком) и без звука. Это позволяет укрепить голосовой аппарат. Уже с младшего дошкольного можно использовать ритмодекламацию – четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Ритмодекламацию можно проводить на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы, прихлопы, щелчки, шумовых инструментов.
В разделе «Музыкально-ритмические движения» на занятии использую метод «Ритмотерапии», который включает в себя музыкально-ритмические движения, направленные на профилактику, укрепление и сохранение правильной осанки, развитие гибкости. Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением со второй младшей группы. Движение и танец, используемые практически на каждом музыкальном занятии во всех возрастных группах, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают легко и быстро устанавливать дружеские связи со сверстниками, развивают музыкально-ритмические навыки детей.
В разделе «Игра» на каждом музыкальном занятии во всех возрастных группах провожу музыкальные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности ребенка. Музыкальная игра способствует систематичному развитию психологического комплекса у детей : восприятия, ощущения, внимания, памяти, мышления, активизирует мышечный тонус ребенка, способствует развитию эмоционально-чувственного компонента.
Вместо музыкальной игры иногда провожу «пальчиковую гимнастику», которая нацелена на совершенствование моторной и зрительно – двигательной координации. С помощью пальчиковых игр решается задача стимулирования и развития речевых зон коры головного мозга. Она полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится как игра, начиная с младшей группы 2-3 раза в месяц.
Во время утомляемости детей на занятиях можно проводить динамические паузы по 2-3 минуты. Сюда можно отнести игровой массаж, который обладает лечебным, профилактическим и гигиеническим действием. Массаж, укрепляя организм, способствует общему развитию, помогает предупредить заболевания. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным. Начинаем использовать со второй младшей группы. Это массаж рук, пальцев, спины.
К динамическим паузам можно отнести элементы гимнастики для глаз, которая способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Используется в основном в старших группах по 1-2 минуты. Динамические паузы провожу по мере утомляемости детей, чтобы немного отдохнуть детям, в основном между сменой видов музыкальной деятельности.
Таким образом, каждая из рассмотренных здоровьесберегающих технологий имеет оздоровительную направленность, в итоге вносит определенный вклад в оздоровление детей и формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни, а также способствует развитию музыкальных способностей детей.