Людмила Фетисова
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкально-игровой деятельности младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных задач современного педагога — содействовать целостному развитию здорового ребенка. В нашем детском саду проблема сохранения, укрепления, развития здоровья дошкольников стоит наиболее остро, т. к. его посещают дети длительно и часто болеющие. Так как же помочь детям сохранить и укрепить здоровье данное ему природой, реализуя задачи музыкального развития? Необходимо вести постоянный поиск новых подходов в вопросах формирования здоровья, используя нетрадиционные формы и методы оздоровления дошкольников.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкально-игровой деятельности младших дошкольников» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Средняя группа
- Темочки
Задачи здоровьесбережения я успешно решаю через музыкально — игровую деятельность, где игра становиться содержанием и формой организации детей. Именно в детской музыкально-игровой деятельности с ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями, сокрыт богатый потенциал в организации музыкально-оздоровительной работы в детском саду.
Эффективное использование здоровьесберегающих технологий в музыкально — игровой деятельности обеспечивает малышам укрепление психического и физического здоровья, способствует формированию привычки к здоровому образу жизни, выявлению и развитию музыкальных и творческих способностей.
Здоровьесберегающие задачи реализуются через музыкально - игровую деятельность как в основной образовательной деятельности (в образовательных ситуациях, досугах, развлечениях, праздниках, так и в самостоятельной творческой деятельности в условиях развивающей предметно — пространственной среды. Важным является организация музыкально-игровой деятельности на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребенка. Только в жизнерадостной атмосфере создаются ситуации, наиболее способствующие развитию творческих способностей детей, позволяющие ощутить радость сотворчества. Радость — дарит здоровье!
Например, основная музыкально-образовательная деятельность начинается с жизнеутверждающей валеологической песни — распевки. Несложные добрые тексты и мелодии из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению. А формулы самовнушения позволяют настроить детей на проявление эмоциональной отзывчивости, способствуют повышению самооценки и позитивного восприятия окружающих, создавая атмосферу психологического комфорта для общения. Например, в заключительной части общения: «Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты самый лучший. Я люблю вас всех!» (авт. В. И. Петрушин).
Слушание музыки и разучивание текстов песен сочетаются с игровым массажем, самомассажем (авт. М. Ю. Картушина). Использование игрового массажа способствует формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивает навык собственного оздоровления, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма в целом.
Для подготовки детей к пению в свободной самостоятельной деятельности используется звуковой вибрационный массаж. «Звуковая вибрация стимулирует деятельность диафрагмы, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус». Исследования кандидата педагогических наук Н. Лихолет, психотерепевта Г. Князевой показали, что звуковую вибрацию, оказывающую лечебное воздействие при заболеваниях дыхательных путей, вызывают звуки «З», «Ж», «В». Исходя из этого и взяв за основу программу оздоровления детей «Здравствуй!» (авт. М. Ю. Лазарев) был мною был разработан цикл занятий «Целебные звуки». А для выполнения звуковых упражнений создан наглядный материал (карточки — схемы).
Необходимым элементом работы по оздоровлению детского организма являются пальчиковые игры - эмоциональные и увлекательные. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно — ассотиативное мышление. (Аудиоматериал «Пальчиковые игры», авт. Е. и С. Железновы). Родители и педагоги отметили положительные результаты: расширился речевой диапазон детей, их малыши чаще приглашали родителей к игре, исполняли знакомые пальчиковые игры.
Музыкотерапия — важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. В течении всего дня детей встречает музыка : когда укладываются или встают после дневного сна, педагоги используют музыку в качестве фона в любой образовательной и свободной самостоятельной деятельности. Музыкальное сопровождение способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе из двигательно- игровой деятельности. Слушание определенно подобранной музыки повышает иммунитет, снимет напряжение и раздражительность.
Организация в детском саду музыкальной образовательной деятельности с эффективным использованием здоровьесберегающих технологий в музыкально-игровой деятельности создает атмосферу эмоциональной отзывчивости, активности детей, творческой импровизации самовыражения каждого ребенка, побуждают принять воображаемую ситуацию и ответить на нее действием, что позволяет эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Сочетание игрового вибрационного массажа звуками (М. Лазарев) с музыкальными играми («Игры с пением», авт. Т. Лобанова; «Игры с музыкой» — Авторская школа «Радость» Е. Попляновой) и упражнениями с элементами игрового самомассажа (авт. М. Картушина, позволяет по-новому посмотреть на интегрирование здоровьесберегающих технологий в музыкальное воспитание дошкольников, позволяет мне, как музыкальному руководителю, решать задачи здоровьесбережения наряду с реализацией задач музыкального воспитания.
Использование современных методов здоровьесбережения помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, развивать музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, способствуют формированию привычки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Литература:
1. Гаврючина Л. В. Здоровьесюерегающие технологии в ДОУ : метод. пособие/М. : СФЕРА, 2008.
2. Детство: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, 2011.
3. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим, М., 2004.
4. Лазарев М. Л. Здравствуй! : Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. образоват. учрежд. — М. : Мнемозина, 2004.
5. Саттаров В. Пою и лечусь // Будь здоров, 2000г.