Сафиулова Марина Шамильевна
Использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика) в коррекционной работе с детьми ОВЗ (ТНР)
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика)
в коррекционной работе с детьми ОВЗ (ТНР)».
Актуальность: Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, поскольку качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению их здоровья.
Целью дыхательной гимнастики: оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.
В процессе выполнения дыхательных упражнений мы решаем ряд задач: сохранение и укрепление физического здоровья; создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка; повышение адаптивных возможностей детского организма; повышение речевой активности; развитие речевых умений и навыков; снятие напряжения; восстановление работоспособности; активизация познавательного интереса; улучшение концентрации внимания; снижение трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Особенности речевого дыхания у дошкольников. Дыхание - это одна из функций жизнеобеспечения человека, она также является важной частью речи. Характеристика речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями: малый объём лёгких; слабая дыхательная мускулатура; неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха; слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных).
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики: - Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении. - Занятия проводить до еды. - Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде. - Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. - Выдох должен быть длительным, плавным. - Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями). - В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.
- Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя. - Достаточно трёх-пяти повторений.
Виды пособий для дыхательной гимнастики (вертушки, легкие мячики из пластмассы, кусочки ваты, мыльные пузыри, воздушные шарики, султанчики, снежинки, бабочки и др.)
Примеры дыхательных упражнений:
«Волшебные пузырики»: Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него
«Покатай карандашик»: На ровной гладкой поверхности предложите ребенку покатать карандаш с помощью воздушной струи.
«Кораблики»: Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
«Футбол»: Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».
По такому же принципу проводится игра «Накорми фрукты».
Вывод:
Правильное дыхание очень важно для развития речи ребёнка, так как дыхательная система-это база для речевой системы.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательная гимнастика – это важная часть оздоровительного режима: регулярные занятия способствуют формированию правильного речевого дыхания с постепенным удлиненным вдохом, а также профилактике болезней дыхательных путей.
Правильное речевое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.