Татьяна Устимова
Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ. Аннотация. В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений, занимательный материал, дети старшего дошкольного возраста.
Публикация «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольников» размещена в разделах
Формирование элементарных математических представлений у воспитанников дошкольных учреждений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности в области математики [1].
Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей [3].
Через занимательный материал идёт развитие личностных качеств ребё нка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость [2].
Именно через него отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, воспитывается интерес к предмету. Выше сказанное обусловило выбор мной данной исследовательской работы.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда носит систематический характер. Концепция по дошкольному образованию и требования к содержанию дошкольного образования выдвигают ряд серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим проблема использования занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений у дошкольников представляется нам актуальной.
Экспериментальное исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад №158 «Рябинушка», в группах «Почемучки» и «Солнышко» города Чебоксары Чувашской Республики. В эксперименте участвовали 40 детей 5-6 лет жизни, по 20 человек в экспериментальной и контрольной группах.
Цель констатирующего эксперимента состояла в определении уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в обеих группах. Детям были предложены задания с диагностического материала : Д/упр. «Зрительный диктант», «Назови пропущенное число», «Какие ты знаешь геометрические фигуры?», «Покажи предметы, которые имеют форму цилиндра», «Покажи предметы, которые имеют форму конуса»[4] на выявление уровня по сформированности элементарных математических представлений.
В результате диагностики математического представления детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что большинство детей в обеих группах находятся на среднем уровне математического представления.
Количество детей с высоким уровнем в контрольной группе составляет 4 (40%) человека, а в экспериментальной 3 (30%) человека. На среднем уровне ЭГ – 5 (50%) человек, КГ – 5 (50) человек. На низком уровне в контрольной группе меньше на одного испытуемого, чем в экспериментальной группе: КГ – 1 (10%) человек, ЭГ – 2 (20%) человека. В ходе диагностики было отмечено, что для некоторых детей указанные задания не вызвали затруднений, а у некоторых детей наблюдаются затруднения, ошибки в выполнении заданий, часто требуется помощь воспитателя. Все это говорит о необходимости разнообразить подходы, с помощью которых может произойти повышение уровня сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста. Чтобы повысить уровень знаний в экспериментальной группе более наивысшему уровню знаний с этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента.
Цель формирующего этапа стала экспериментальная апробация эффективности предложенных нами психолого-педагогических условий развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательного математического материала. Для реализации работы на формирующем этапе эксперимента, нами был составлен перспективный план работы по математическому развитию с использованием занимательного материала для детей экспериментальной группы. А также использовали занимательный материал в виде математических загадок, задачи-шутки и игр для детей 5-6 лет. Чтобы проверить эффективность разработанной системы работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью занимательного материала, нами был проведен контрольный эксперимент.
Результаты математического развития детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе показали, что уровень детей ЭГ намного выше, чем у детей КГ, это обусловлено тем, что с детьми ЭГ проводилась работа, включающая реализацию предложенных педагогических условий.
Количество детей с высоким уровнем в контрольной группе составляет 8 (40%) человека, а в экспериментальной 12 (60 %) человек. На среднем уровне в контрольной группе – 10 (50%) человек, экспериментальной группе – 8 (40%) человека. На низком уровне в контрольной группе – 2 (10%) человек, в экспериментальной ни одного человека.
Проведя сравнительный анализ полученных данных в начале и в завершении исследования, мы видим, что у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе произошли положительные изменения в формировании элементарных математических представлений, а вот в контрольной остались неизменными.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, развития логики и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Левчук, З. К. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста : курс
лекций: Модуль 1 / З. К. Левчук, И. В. Ермольчик. – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2014.
2. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М. : Просвещение 1997.
3. Федлер М. Математика уже в детском саду. - М. : Просвещение, 1981.
4. https://infourok.ru/diagnosticheskie-materiali-na-temu-femp3065851.htm