Марина Клименко
Использование элементов верботональной методики при запуске речи у детей с ОНР 1 уровня с моторной алалией
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов Верботональной методики при запуске речи у детей с общим недоразвитием речи 1 уровня с моторной алалией.
(из опыта работы учителя-логопеда М. И. Клименко, высшая кв. категория)
Работа по преодолению алалии - длительный и трудоёмкий процесс, включающий в себя многочисленные направления и разнообразные её виды (формирование речи, эмоционально - волевой сферы, развитие интеллекта, моторики, произвольных движений, совмещенных с речью. Обогащение словаря, активизацию познавательных процессов и многое другое).
Публикация «Использование элементов верботональной методики при запуске речи у детей с ОНР 1 уровня с моторной алалией» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Дети с данным речевым заключением требуют повышенного внимания и особого и особого подхода. В своей работе я использую методики Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, И. А. Смирновой. На начальном этапе при запуске речи хороших результатов при формировании произношения помогает добиться использование элементов верботональной методики, разработанной в Центре по реабилитации слуха и речи под руководством хорватского академика Петера Губерины в Загребе (Хорватия, 1951г, для диагностики и реабилитации слуха и речи у глухих и слабослышащих детей. Верботональный метод, как система, основывается на характере развития речи в онтогенезе согласно которому голосовая активность ребёнка представляет собой ответ на звуковые ощущения и на ощущения всего тела. В верботональной системе большую роль играет активизация всех сохранных анализаторов и потенциальных возможностей ребёнка. В исследованиях звуковой стороны детской речи установлено, что в раннем возрасте ребёнок произносит звуки, слоги и их сочетания в тот момент, когда производит какие либо действия: двигает ножками, ручками, стучит игрушками. На основе этих наблюдений была разработана Верботональная методика. Для детей с ОНР 1 уровня с моторной алалией я взяла некоторые приёмы для работы над звуками раннего онтгенеза при запуске речи. Это фонетическая ритмика, пиктограммы, логоритмика и опора на резонаторные зоны.
Резонаторная зона голоса находится в области шеи- при произнесении звонких звуков ощущаем вибрацию голосовых складок.
Обучение протекает в такой последовательности:
1. Совместная деятельность взрослого и ребёнка- ребёнок производит действия и говорит вместе со взрослым. (Это называется сопряжённым произношением).
2. Отражённое проговаривание – ребёнок произносит тот или иной звук, слог вслед за взрослым, то есть сначала они говорят вместе, а затем ребёнок говорит один.
3. Самостоятельное воспроизведение материала.
Слово и движение, сочетаясь в разных упражнениях, формируют двигательную и речедвигательную активность, память, обеспечивают восполнение пробелов в ритмическом и речевом развитии детей. Звуки в ряде случаев появляются спонтанно, однако их использование сопряжено со значительными затруднениями. Дети испытывают большие трудности при комбинировании отдельных элементов речи в единое целое (слог, слово).
В работе над гласными всегда использую фонетическую ритмику из Верботональной методики.
Произносим звук [ А]- широко разводим руки в стороны.
Звук [О ]- поднимаем руки вверх, образуем над головой круг.
Звук [У] – руки от груди вытягиваем вперёд, как будто что то толкаем.
Звук [ И] - поднимаем вверх, пальцем большой руки ощущаем напряжение дна ротовой полости.
Звук [ Ы] - руки согнутые в локтях разводим в стороны.
Звук [ Э] - руки, согнутые в локтях, отводим назад и выпрямляем их.
Затем работаю над йотированными звуками, сочетая разученные движения для гласных звуков:
[Я ]- [И]- руки вверх и [А]- в стороны.
[ Е] – [И] руки вверх и[ Э] согнутые в локтях в стороны и разогнуть.
[ Ё] – [И] -руки вверх и [О] образовать над головой круг.
[ Ю] – [И] руки вверх и[ У] - вперёд.
Работая над постановкой согласных звуков раннего онтогенеза у детей - алаликов широко использую такой приём из Верботональной методики –как опора на резонаторные зоны в работе над звуком и слогом. Например: произнося звук [Н]-указательными пальцами касаемся боковых сторон переносицы, и дети ощущают лёгкую вибрацию; [В] - раскрытой ладонью касаемся щеки около губ - дети ощущают вибрацию губ и щёк; звук [М]- ощущаем подушечками пальцев в области сомкнутых губ; произнося звук [Д] -можно почувствовать вибрацию на макушке головы. Звук С- произносим звук И (руки поднимаем вверх, выключаем голос и не меняя артикуляции дуем СССС, руки опускаем, как в игре «Насос». Или «Горка» - руки поднимаются вверх- произносим -ИИИ, руки медленно вниз - скатываемся – СССС.
Используя в работе элементы фонетической ритмики с опорой на резонаторные зоны и соответствующие им действия, я добилась быстрого усвоения детьми произношения слогов и слов, состоящих из трёх звуков. Например: легко касаясь подушечками пальцев другой руки произносим слоги па- па- па; (шлёпая ладошкой по руке говорим та-та-та (то-то-то, ту-ту-ту, встряхиваем кулачками ба-ба-ба (бо-бо-бо, бу-бу-бу, стучим кулачками по столу-да-да-да (ощущая в резонаторной зоне лёгкую вибрацию, а затем прижимаем кончики пальцев к губам произносим – МММ. Легко получаются слоги типа БАМ, БОМ, ТАМ, БУМ. Аналогично работаем над словами ВОТ, ДОМ, МАК, БЫК, и т. д. ,над словами Э-ТО, МО-Я, МО-И, МО-Ё, ТВО-Ё.
Звук [Х] вызывается разными способами: в положении сидя ребё нок поднимает вытянутые руки перед собой и говорит: ааааа. Сгибает руки в локтях, как будто гребёт, и резко отводит их назад : ха, снова руки вперё д: ооо – хо. Ребёнок стоит молча, широко расставив ноги, затем наклоняется, не сгибая колен, до тех пор, пока не сможет посмотреть назад между ногами. В момент наклона он произносит : ха. Вытянувшись на спине на полу, ребё нок направляет ноги через голову: ааа; возвращаясь в исходное положение делает резкий выдох: ха.
Работая над звуком [К] делаем резкое движение рук и головы назад: ка, снова руки вперёди перед диафрагмой. Произнесение звука [к] сопровождается резкими напряжёнными движениями головы и рук, а при вызывании звука [Г] ребёнок откидывает голову назад спокойно, не напрягаясь произносит: га, га, га.
Вызвав у ребёнка тот или иной звук мы включаем его в разнообразные сочетания с другими звуками (и гласными и согласными) сначала в слогах, а затем в словах и фразах. СПА, СТА, СМА, СВА, СНА Для закрепления новой артикуляции ребёнок какое-то время сопровождает произнесение данного звука в словах и фразах специфическими движениями, с помощью которых этот звук был вызван. Не спешите отказываться от этих движений. Это следует сделать лишь тогда, когда ребёнок начнёт свободно произносить этот звук в любых позициях.
Прижимая подушечки пальцев к щеке около губ тянем звук [м], затем медленно раскрываем губы - мааа. Затем последовательно сочетаем ритмические движения и звуки: па-м. та- м, ба- м, бу- м, бо- м. да-м, до- м, би- м, то- п, о- па. Далее используем звукоподражания и короткие слова в постановке короткой фразы: мама там, папа тут, вот Тома, Вова топ- топ, мяч оп- оп, это Тома, Тома дома, дай вату, и т. д. В данной работе используем пиктограммы, как вспомогательное средство обучения. Слова и предложения легче запоминаются детьми, когда представлены графически. Например:
Работая над словом, дети знакомятся с ритмическим рисунком высказывания, рифмой и мелодикой языка. При проговаривании слов и фраз у логопеда должно быть четкое, громкое произношение нараспев, утрированная интонация. Мы используем разнообразный речевой материал для сопряженного произношения с постепенным усложнением слоговой структуры слова. Важным считается привлечение разных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного. Ребенок должен понаблюдать за предметом, прослушать его название, совершить с ним действие, изобразить жестом и назвать этот предмет сам. В результате этого в сознании ребенка возникают дополнительные связи, и материал закрепляется прочнее. Воспитывая активное внимание к пониманию речи, мы приучаем ребенка понимать оттенки лексико-грамматических форм.
Когда произношение слогов из трёх звуков, слогов со стечением согласных автоматизировано, в работе использую альбом М. А. Черенковой «Дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей 4-6 лет». В нём подобран лексический материал с картинками для отработки слов 1, 2 и 3 типа слоговой с опорой на звуки раннего онтогенеза. Используя резонаторные зоны и соответствующие им движения закрепляю произношение двусложных, односложных и трёхсложных слов.
При проговаривании небольших фраз, а затем заучивании двустиший использую дополнительные опоры: игрушки, предметные или несложные сюжетные картинки, символику, моделирование. Я подбираю тексты и несложные иллюстрации к ним, исходя из речевых возможностей детей. На этом речевом материале отрабатывается произношение звуков раннего онтогенеза.
При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания, для чего к картинкам ставятся соответствующие вопросы. Например: по сюжетной картинке с текстом «Митя в саду дует в дуду» можно спросить: как зовут мальчика? Где находится мальчик? Во что он дует? В работе мы используем двустишия :
Бегу к маме, топаю ногами.
Дома у Наты много ваты.
Тихо маму не буди, мимо мамы не ходи.
Переход к обучению связной речи становится возможным только тогда, когда ребёнок самостоятельно может составлять развёрнутые фразы. Однако для овладения связной речью необходим не только определённый уровень лингвистического развития, но и способность к планированию высказывания. Работа по развитию связной речи ведё тся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа, придумывание рассказов- описаний, заучивание стихотворений.
Для успешного пересказа текста необходима алгоритмизация, то есть обучение ребёнка рассказывать в определённой последовательности. Алгоритм может задаваться в виде картинок или символов. При изучении почти каждой лексической темы использую пересказ текста с опорой на схему.
Разнообразие приемов и методов с опорой на различные анализаторы в работе с детьми с моторной и сенсомоторной алалией дают положительные результаты в коррекционно – логопедической работе.