Ирина Щипкова
Использование элементов сказкотерапии в период адаптации детей к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребенка в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. В период адаптации у детей обостряется чувствительность к разлуке с матерью, появляется страх новизны. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений.
Публикация «Использование элементов сказкотерапии в период адаптации детей к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Чтобы адаптация ребенка прошла успешно, необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад. Детям, которые испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада, на помощь может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию и найти выход из нее, быть более уверенным в себе и т. д.
«Сказкотерапия» - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, в ней проявляется чувство защищённости и аромат тайны.
Автор книг по сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что ребенок, воспринимая сказку, отождествляет себя с положительным сказочным героем. Сказка позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает ребенку выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, оказывает позитивную поддержку его возможностей и помогает поверить в себя.
Успешность адаптации детей, прежде всего, зависит от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому в нашем детском саду педагог -психолог совместно с воспитателями младшей группы проводит целенаправленную работу, по созданию у детей положительной установки на детский сад.
В нашем детском саду работает воспитатель с большим педагогическим стажем. Он не только понимает все особенности ребенка дошкольного возраста, но и с удивительной любовью и теплом относиться к детям. Она сочиняет сказки, которые мы используем в групповой и коррекционной работе с детьми в период адаптации. Сказки сочиняются с добрым сюжетом, и помогают детям почувствовать свои переживания и вместе со сказочным героем, найти выход из сложившейся ситуации.
Наша работа заключалась в том, что в первый день, детям показывали сказку «Как зайчонок пошел в детский сад» (см. приложение) с использованием кукольного театра.
Во второй день, воспитатель совместно с педагогом-психологом включали детей в игровую ситуацию по сюжету сказки. Детям предлагали побывать в разных ролях. Более активные дети выбирали роль воспитателя, а тревожным детям, сначала предлагали поиграть в роли зайчонка, а затем выбрать любую роль любого героя сказки. Психолог являлся непосредственным активным участником занятия – заражал детей своими положительными эмоциями, вызывал желание принять участие в игре, задавал образцы выполнения действий.
На третий день детей знакомили с книгой, созданной детьми подготовительной группы, которые рисовали иллюстрации к этой сказке. Дети с удовольствием ее рассматривали и узнавали героев сказки – воспитательницу Ласку, зайчонка и его друзей и сами просили воспитателя поиграть с ними в «Зайчонка». Книга находилась в книжном уголке группы весь адаптационный период и по желанию дети с воспитателями рассматривали ее и придумывали продолжение сюжета, а также могли взять домой и читать ее вместе с родителями.
На четвертый день мы предложили родителям прочитать нашу сказку ребенку перед ночным сном, в домашней обстановке. Многие родители отмечали, что дети с нетерпением ждали, когда им начнут читать сказку, и в процессе чтения комментировали поведение героев уже знакомой им сказки. Говорили родителям о том, что в детском саду много интересных занятий, и в какие игры они играют вместе с другими детьми.
На пятый день, мы пригласили родителей малышей на совместный просмотр кукольного спектакля «Как зайчонок пошел в детский сад» и попросили некоторых родителей принять участие в показе сказки. После спектакля мы предложили всем детям «Зайчатам» показать родителям игрушки, в которые они играют в группе, пока родители на работе.
Необходимо отметь, что работа по созданию у детей положительной установки на детский сад проходила по подгруппам, в связи с организацией гибкого режима пребывания детей в дошкольном учреждении в период адаптации.
Конечно, не все дети, не сразу включались в игры, некоторые только наблюдали за происходящим со стороны, но это тоже можно считать положительным результатом, так как ребенок в этот период забывал, что мамы нет рядом. Воспитатели постоянно поощряли детей, проявлявших инициативу в игре.
Таким образом, использование элементов сказкотеррапии в адаптационный период, оказало положительное влияние на эмоциональное состояние большинства детей, у них снизился уровень эмоционального напряжения, уменьшились агрессивные проявления. У детей появилось доверительное, доброжелательное отношение не только к воспитателям группы, но и к другим специалистам детского сада. У них стали налаживаться доброжелательные взаимоотношения с другими детьми группы. Также многие родители группы отмечали в беседах с психологом, что после домашнего чтения сказки, а также совместного просмотра спектакля и участия в играх детей, у них уменьшились волнительные переживания, связанные с пребыванием ребенка в детском саду. Мы можем рекомендовать использование элементов сказкотерапии психологам и воспитателям дошкольных учреждений в работе с детьми в адаптационный период.