Татьяна Тукиш
Использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях
Использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях прием, конечно не новый, и в настоящее время я редко использовала их в своей работе. Затем я поняла, что готовые схемы и модели можно и нужно давать детям, но этого недостаточно, необходимо учить составлять их само-стоятельно и пользоваться ими в разных ситуациях.
Мнемотаблицы широко представлены в различных методических рекомендациях разных авторов.
Публикация «Использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорнографическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметносхематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Применяя приёмы работы с мнемотаблицами мы сокращаем время обучения и превращаем обучение в увлекательную игру. Продуктивнее мнемотаблицы сделанные совместно педагогом и ребёнком. Они решают следующие задачи:
- развитие памяти и речи;
- перекодирование (преобразование в образы);
- развитие мелкой моторики и т. д. ;
Отмечу еще и то, что. создавая мнемотаблицы, не обязательно рисовать. Можно сделать мнемо-таблицы используя технику аппликации, фотографии или картинки, коллаж, раскраски и т. д.
Для детей старшей группы делаю мнемоквадраты. С них и начинаем. Используем картинки с простым изображением, которое поймет ребенок. Картинка может подразумевать один предмет (понятие) или несколько. С помо-щью картинок можно пополнять словарный запас ребенка, обучать его каким-то простым действиям повседневной жизни.
Далее, мнемодорожки. Несколько картинок, которые представляют собой правильную последовательность какого-либо действия или события. Например, смена времен года, процесс от пробуждения до выхода из дома (убирание постели, умывание, чистка зубов, завтрак, одевание) и так далее.
Мнемотаблицы. Представляют собой несколько собранных вместе картинок: от 4 до 9, которые шифруют стихотворения для детей, сказки, обучающие истории и другое.
С помощью мнемотехники придумываю различные дидактические игры, например, такие как «Расскажи алфавит», «Поставь ударение», «Назови маленькие слова», «Где звонкий, где глухой?»,
Также по каждой лексической теме можно придумать игры с помощью мнемотехники, такие, например, по теме «Животные» : «Кто что ест?», «Какую пользу приносят животные?», «Кто где живет?» и т. д.
Есть где развернуться при изучении лексических тем по временам года. Это, конечно же состав-ление описательных рассказов по теме «Расскажи о весне», «Признаки весны», «Ох, лето красное», «Расскажи про осень», «Подарки осени», «Зимушка-зима» «Зимние прогулки», заучивание стихотворений.
Еще один метод, который мне кажется, очень продуктивным – это метод Цицерона. Его мы используем, когда создаем мнемотаблицы вместе с детьми. Суть его заключается в том, что для запоминания информационного ряда необходимо мысленно расположить образы предметов, слов, в каком – нибудь знакомом помещении (вдоль дороги, которой пользуетесь каждый день и хорошо знаете все объекты на ее протяжении) т. е. мы должны «привязать» образ каждой информационной единицы к конкретному месту, предмету. На первом этапе освоения этого метода дети сами ходили по группе и располагали разные предметы, останавливаясь и проговаривая то место, где они оставляют предмет. Пройдя еще раз и посмотрев где лежат предметы, я убираю все предметы. И ребенок вспоминает что, где лежало. Эти игры помогали детям научиться ориентироваться в пространстве, в группе, закрепить работу над предлогами и глаголов с приставками. Тоже самое делает и воспитатель на участке во время прогулки. Затем дается задание родителям, «использовать» дорогу по пути в детский сад.
Итак, мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.
Мнемотехника - это настоящая палочка-выручалочка в деле обучения, запоминания детьми разного рода информации.