Людмила Адякина
Использование эффективных форм, инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы
▼ Скачать
Формы физкультурно-оздоровительной работы:
1. Утренняя гимнастика: традиционная, игрового характера, упражнения на полосе препятствий, оздоровительный бег, комплекс музыкально-ритмических упражнений.
2. Физкультурные занятия: классические, игровые, сюжетные, с элементами аэробики, интегрированные, тренировочного типа, контрольно-проверочные.
3. Физкультурно-оздоровительный кружок.
4. Физминутки.
5. Подвижные игры, физические упражнения на прогулке.
6. Гимнастика после сна: игрового характера, комплекс упражнений, самомассаж, ходьба по массажным дорожкам.
7. Самостоятельная двигательная активность.
Публикация «Использование эффективных форм, инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы» размещена в разделах
8. Физкультурные праздники, спортивные развлечения, недели здоровья.
9. Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж, релаксация.
10. Закаливание. Традиционные и инновационные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Инновационные формы физкультурно-оздоровительной работы
Игровой стретчинг.
Стретчингом называется метод, с помощью которого можно легко и эффективно развить подвижность мышц тела, суставов, не опасаясь переломов. Иными словами, это способ, позволяющий естественным путём растянуть мышцы, так же он позволяет выделять ту или иную группы мышц и тренировать лишь её. Упражнения «Кошечка», «Лодочка», «Гимнаст» - потянуться в течение 10-30секунд.
Игровой самомассаж.
Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.
Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Можно использовать нестандартное оборудование. (массажные мячики, грецкие орехи, шишки и т. п.
Детская йога.
Йога оказывает позитивное влияние на детский организм, укрепляет здоровье, помогает развитию координации движений, гибкости. Ребенок становится более выносливым и сильным. Занятия йогой в детском саду помогут сформировать здоровый организм и улучшат осанку.
Фитбол - гимнастика.
Программа занятий на таких мячах уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Главная цель упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижность в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
При выполнении физических упражнений на мячах одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятия.
Танцевально-ритмическая гимнастика.
Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Сюда можно отнести программы: Фирилевой «Са-фи-дансе», Фоминой «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика».
Детская степ-аэробика.
Особенностью степ – аэробики является использование специальной степ – платформы. Платформа позволяет выполнять различные шаги («степ» в переводе с английского «шаг», запрыгивание на нее, спрыгивание, ее можно использовать для выполнения упражнений для брюшного пресса, спины и т. д.
Это нестандартное оборудование способствует формированию осанки, костно–мышечного корсета; развитию координации движений; укреплению сердечно – сосудистой и развитию дыхательной системы, умению ритмически согласованно выполнять простые движения.
«Час» двигательного творчества.
Организуется в физкультурном зале, Дети имеют возможность сами выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнера и т. д., другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство.
Эвритмическая гимнастика.
Вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, ОРУ, базовых шагов и элементов аэробики. (Коррекция осанки, Чувство темпа и ритма движений, пространственная ориентировка, снижение тревожности, агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, развитие двигательных качеств).
Театр физического воспитания дошкольников
Представляет собой ситуационную мини-игру (СМИ, в которой вступают в этап ролевой или подражательной имитационной игры, выступая в ролях животных, птиц насекомых или сказочных героев.
Раздельные физкультурные занятия для мальчиков и девочек
Большинство исследователей сегодня считают, что подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек не должен быть одинаковым. Отличия должны проявляться в средствах, нагрузке, требованиях, распределение ролей, организации занятий и т. п. Если в совместных играх выполнять «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом. Один раз в неделю физ. занятия для дев. и мал. Можно проводить раздельно, а второй совместно, по единой программе, с учетом физической нагрузки и характера движений.
Для мальчиков
Больше строевых упражнений, упражнения на развитие силы мышц, выносливости; в метании увеличивается расстояние до цели, больше игр и эстафет. Требуется четкость, ритмичность, затрата дополнительных усилий.
Для девочек
Оптимален режим средней двигательной активности. Упражнения направлены на развитие гибкости, пластичности, равновесия, развития чувства ритма, грациозности и выразительности движений. Музыкальное сопровождение обязательно. Используется мелкий легкий инвентарь: обручи, мячи, ленты, скакалки. Основные движения не усложнены и не требуют проявления силы.
Совместные физкультурные занятия родителей с дошкольниками
Планирование физкультурных досугов, эстафет,
сюжетных и тематических игр с родителями.
«С физкультурой мы дружны», «Зимние забавы»,
«Богатыри земли русской», «Ловкие, сильные, смелые»,
«Наш весёлый звонкий мяч», Малые олимпийские игры»,
«Здоровейка», «Семейный туристический слёт»,
«Спортландия» и т. д.
Пальчиковая гимнастика.
Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. В пальчиковой гимнастике можно использовать и нестандартное оборудование (массажные пружинки, карандаши, грецкие орехи, шишки).
Гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное утомление у детей. Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течении 3-5 мин.
Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание.
По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Музыкально-подвижные игры.
Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника.
Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.
При внедрении в работу комплексного сочетания традиционных программ и инновационных технологий в системе занятий физической культурой, можно сделать вывод, что:
1. У детей повышается интерес к таким занятия.
2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
3. Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности
4. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
5. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
6. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
Система здоровье сберегающих физкультурно-оздоровительных мероприятий и инновационных форм двигательной активности позволят разнообразить педагогическую деятельность и добиться лучших результатов в освоении основных видов движений. Без увеличения нагрузки детям может быть предложена насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность, что позволит реализовать главную их потребность — потребность в движении.
Литература:
Мелехина Н. А., Колмыкова Л. А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. – СПБ. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС», 2012. – 112с.