Светлана Зайцева
Использование воспитательного потенциала образовательных программ дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание современных образовательных программ, в том числе дополнительных, обладает значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от специальной, продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых.
Что касается дополнительных программ, реализуемых нашим педагогическим коллективом в рамках деятельности муниципальной базовой площадки, то их воспитательный потенциал мы рассматриваем и используем с позиции следующих аспектов: информативный, организационный, социальный, психологический, трудовой, контрольный, материальный, методический.
Публикация «Использование воспитательного потенциала образовательных программ дошкольного образования» размещена в разделах
Коротко остановлюсь на некоторых из них.
Организационный аспект включает способы, формы и средства управления воспитательно-образовательным процессом. К ним относятся как эпизодически применяемые педагогом указания и советы о порядке выполнения заданий, подсказки о том, как провести испытания модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом; так и постоянно действующие правила поведения на занятии и правила безопасности. С одной стороны, этонеобходимо потому, что некоторые наборы конструкторов содержат очень мелкие детали. С другой стороны, это дисциплинирует, формирует привычку соблюдения общепринятых норм поведения. Важно, что все эти правила действуют системно, непрерывно и одинаково важны для детей и для взрослых. Только в этом случае можно говорить о воспитательном потенциале данного аспекта.
Информативный аспект. Воспитательное значение имеет содержание занятий. Наличие информации о фактах, явлениях, событиях через образцы нравственности игуманизма воспитывает детей. Например, каждое занятие с конструкторами «Первые механизмы» и «Простые механизмы» начинается с короткого рассказа, постоянные герои которого Дима и Катя, помогают детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ ее решения. Чтобы помочь детям разобраться в ситуации, педагоги приводят примеры из собственного опыта или просто вспоминают подходящие по теме истории. Таким образом, дети приобщаются к культурным способам познания.
Трудовой аспект. Все, что дети делают на каждом занятии - их труд. Усилия, направленные на познание, развитие и самовоспитание, являются нелегким трудом. Правильно организованная деятельность детей - их труд - может восприниматься ими не только как необходимость, но и как нечто желательное, что может быть источником радости и, в конце концов, мотивации обучения. Педагогистараются формировать убеждение у ребенка, что труд является основой жизни, только труд обеспечивает физическое и нравственное существование человека. В соответствии с программой реализуются проекты, направленные на ознакомление детей с профессиями КЗПВ, формирование у детей уважения к труду взрослых.
Контрольный аспект. Важным компонентом обучения и воспитанияявляется контроль – внешний и самоконтроль. Практика показывает, что одно и то же задание дети выполняют по-разному в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных особенностей. Например, собрать модель по заданной инструкции один ребенок может легко и быстро, а другому приходится прилагать большие усилия. В данном случае важно не то, что ребенок выполнил, а то, какие изменения произошли в нем в процессе деятельности. Поэтому педагоги дают оценку работы ребенка относительно его возможностей и способностей. Важным является и самоконтроль. Дети старшего дошкольного возраста учатся сопоставлять достигнутое с ожидаемым конечным результатом. С воспитательной точки зрения важно, чтобы самоконтроль был более ценен ребенку, чем внешний контроль, так как это способствует формированию уверенности в собственных силах.
Методический аспект также обладает воспитательным потенциалом. Педагоги используют такие формы деятельности, которые позволяют ребенку почувствовать себя нужным, важным соучастником деятельности, с одной стороны, и уважительно относиться к мнению, идеям своих сверстников, нести ответственность за результат совместной деятельности, с другой стороны. Дети могут выполнять задания индивидуально, но чаще всего небольшими группами или командами. Исходя из образовательной ситуации, педагоги формируют группы или команды таким образом, чтобы «сильный помогал слабому». В результате дети приобретают социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
Материальный аспект. Для реализации программ необходимо оборудование, средства обучения: конструкторы LEGO, мини-роботы Bee-Bot,схемы, инструкции, измерительные приборы, другие материалы и пособия. Все предметы имеют материальную стоимость, и отношение к ним должно быть таким, как к продукту чьего-то труда. Кроме того, любой материальный предмет является носителем определенных эстетических качеств: детали конструкторов яркие и привлекательные, пособия для занятий выполнены педагогами аккуратно. Все это несет положительное воспитательное воздействие на ребенка.
Воспитание - важная и неотъемлемая часть образовательного процесса любого образовательного учреждения. Воспитательный потенциал дополнительных программ направлен на формирование системы личностных свойств и качеств ребенка, воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Воспитание всегда имело важнейшее значение и неразделимо с образовательным процессом. Очень хорошо выразил это в своих словах главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания, Михаил Иосифович Рожков: «Целостность воспитательного процесса проявляется в единстве процессов обучения и воспитания : в процессе обучения происходит воспитание, а в процессе воспитания — обучение!»