Получи документы

Использование ТРИЗ технологии при обучении детей безопасности на дорогах (ПДД)

Светлана Ивановна Рябцева
Использование ТРИЗ технологии при обучении детей безопасности на дорогах (ПДД)

Использование ТРИЗ технологии при обучении детей безопасности на дорогах (ПД

Д).[/b]

Недостаточный опыт общения детей с дорогой, слабая обученность дорожной азбуке, неумение использовать правила безопасности на дорогах обычно приводит к негативным последствиям.

Формируя поведенческую культуру ребенка, как основу безопасности в условиях общения с дорогой и улицей, важно рассказать ему об устройстве дорог и улиц на примере своего микрорайона.

Эта тема легче усвоится ребенком, если беседы сочетаются с играми-заданиями, решением кроссвордов, разгадыванием загадок.

Систематические беседы на темы безопасности должны проводиться последовательно с усложнением требований к детям и обязательным закреплением знаний и навыков в практической жизни.

Современная педагогическая «Концепция дошкольного образования»

нацеливает нас на переход от традиционного обучения знаниям, умениям и навыкам к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни, то есть ребенок в процессе обучения должен овладеть выработанными обществом средствами познания.

Обновление содержания образования предъявляет новые, более высокие требования к планированию и проведению занятий с детьми. Поэтому в работе необходимо использовать новые развивающие технологии обучения, основанные на разумном сочетании информационно-репродуктивных и проблемно-поисковых методов, а так же необходимо использование в обучении детского экспериментирования, моделирования, знаково-символических средств.

Примером нетрадиционного подхода к развитию познавательной активности детей, к формированию творческого мышления ребенка является методика, созданная на основе элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и адаптированных методов развития творческого воображения (РТВ, которые используются нами в различных направлениях работы, в том числе и при ознакомлении правилам безопасного дорожного движения.

ТРИЗ имеет огромный запас инструментариев, но наиболее приемлемыми и адаптированными для детей дошкольного возраста, которые используются нами в процессе работы по правильному питанию, являются следующие методы и приемы:

- «мозговой штурм»;

- морфологический анализ;

- «системный оператор»;

- игры на противоречия «Хорошо – плохо»;

- игры на классификацию объектов материального мира:

«Мир вокруг нас», ««Как много всего придумал человек» и т. д.

Метод «мозгового штурма» - метод позволяющий избежать инерционной направленности поиска решения творческих задач и противоречивых проблем, активизирующий ассоциативные способности человека. При сочинении истории или сказки с помощью группового обсуждения, ребенок принимает варианты, предложенные товарищем, развивает из них свою сюжетную линию.

В нашей работе «мозговой штурм» используется как групповое обсуждение проблемы по правилам дорожной безопасности, с целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы, а также для обучения критическому отношению к результатам обсуждения, умению выбирать оригинальные решения задачи.

Детям дается вопрос или выдвигается какая-либо проблема, выслушиваются варианты ответов от всех детей, а затем подводится итог, как уточнение и систематизация обсуждаемой информации. Очень удачно этот метод подходит для игр на противоречия «Хорошо – плохо».

Любая система – это сгусток противоречий. У каждого объекта есть «хорошие» и «плохие» свойства. Отыскать эти противоречивые свойства – значит, сделать шаг к решению конкретной проблемы. А чтобы уверенно идти от решения к решению, необходимо диалектическое мышление, формированию которого помогают игры на противоречие из серии «Хорошо – плохо». Эти игры являются основными средствами обучения дошкольников умению видеть, формулировать и решать противоречия.

Например: «Машина» - это хорошо или плохо?

Хорошо, потому что быстро можно доехать, перевезти тяжелые грузы, не толкаются другие пассажиры…

Плохо, потому что мало двигаешься, она выпускает газы, можно попасть в аварию, надо бензин покупать, если сломается надо много денег на ремонт…

«Светофор» - это хорошо или плохо?

Хорошо, потому что помогает безопасно переходить дорогу, регулирует движение транспорта и пешеходов, не будет аварий…

Плохо, потому что может сломаться и тогда может случиться авария, когда торопишься – долго надо стоять на перекрестке, даже если нет машин…

«Детское кресло в машине» - это хорошо или плохо?

Хорошо, потому что помогает безопасно ездить, защитит во время аварии …

Плохо, потому что тесно, мешает свободно двигаться, занимает много места в автомобиле…

Серия игр может быть посвящена переходу количества в качество.

Например, даются такие вопросы:

Одна машина – хорошо, почему?

А много – плохо, почему? и так далее.

С помощью игр на противоречия можно значительно активизировать учебный процесс и познавательную деятельность, расширить представления детей об окружающем мире, классифицировать предметы и явления по свойствам, находить взаимосвязи и причинно-следственные отношения.

Эти игры активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их речь, фантазию, учат рассуждать.

Морфологический анализ – этот метод позволяет систематизировать перебор вариантов, увеличивать их число.

В работе с дошкольниками морфологический анализ осуществляется на начальном этапе - по морфологической дорожке, а затем – по морфотаблице. С помощью комбинаторики можно получить неограниченное число вариантов взаимодействий объектов с требуемой главной функцией. Данное средство позволяет формировать подвижность мышления (качество комбинаторики). Ребенком усваивается принцип вариативности в рамках заданной темы.

С помощью морфологической дорожки дети придумывают сказки.

Например: используя пример «оживления», детям дается задание придумать сказку об автомобиле, который отправится в путешествие по «дорожке». В каждом окошечке этой дорожки живут герои, выбранные свободно самими детьми. Начало сказки обозначает педагог, а дальше идет творчество, фантазия детей (кого повстречает герой, о чем будут говорить, что будут делать):

автомобиль

Систематическое использование в работе «морфологического анализа» развивает у детей аналитико-синтетические способности, образное мышление. Позволяет научить некоторым приемам обработки имеющейся информации и добыванию новой, а значит, оказывает значительное влияние на развитие мыслительной активности детей, творческие способности, фантазию.

«Системный оператор». Под системным мышлением понимается способность человека рассуждать по отношению к единому целому как имеющего определенное назначение, состоящего из взаимосвязанных частей, функционирующего в какой-либо среде и имеющего прошлое и будущее. Многоэкранный стиль мышления должен стать нормой творческой деятельности человека.

ТРИЗовцы считают, что такому способу мышления надо учить с детства, взяв за основу «системный оператор».

Основная форма обучения при этом – игра.

Игры с детьми по схеме многоэкранного мышления дают ребенку умение видеть объект (систему) во всей его сложности, учитывать входящие в систему подсистемы и надсистемы, будущее и прошлое.

Только тогда, когда ребенок рассматривает систему в прошлом, настоящем, будущем, появляется возможность увидеть взаимосвязь изменяемых объектов.

Основная цель игр – занятий:

- научить ребенка видеть целое, состоящее из частей, понять, что система обладает неким «системным» свойством, которого нет у ее частей;

- объединять части в одно целое;

- учить видеть прошлое и будущее системы, ее частей;

- уметь сформулировать основную функцию данной системы;

- уметь выбирать каждый из экранов системы, рассматривая его как самостоятельный, так и в окружении лежащих рядом экранов;

- учить рассматривать объект не только в реальной надсистеме и подсистеме, но и в фантастической.

Во время игры не обязательно рассматривать сразу все 9 экранов. Игра может длиться несколько дней, накапливать материал постепенно, но с фиксацией уже накопленного материала в виде рисунков, символов. В итоговом занятии необходимо обобщить знания, сделать вывод.

Рассматривать на «системном операторе» можно как предметы природного, так и рукотворного мира.

Например:

На перекрестке

- на перекрестке;

- на пешеходном переходе

?

Регулировщик

Светофор

(для регулирования движения)

Регулирование движений в будущем

Части тела

Части светофора

?

С огромным интересом принимают дети задачи с недостатком данных,

игры на классификацию объектов материального мира: «Мир вокруг нас», ««Как много всего придумал человек», которые проводятся в форме игры «Да-нетка». Цель: учить детей задавать вопросы по расширению знаний об объектах и осуществлять мыслительные действия по сужению поля поиска.

Линейная «Да-нетка»: в ряд ставятся предметы или картинки, с изображением транспорта (дорожных знаков и т. п.) и предлагается детям узнать, какой предмет из этих я загадала. Как правило, дети начинают искать, перечисляя предметы. «Нет, я на такие вопросы не отвечаю. Найдите и назовите, какой предмет находится в середине. Какие предметы по краям? А теперь спросите меня, между какими предметами находится мой, загаданный предмет. (Ребенок, задавая вопрос, называет один из крайних предметов и тот, который стоит в середине.) Узнав, в какой половине надо искать загаданный предмет, снова находится середина уже этой части и задается соответствующий вопрос.

«Да-нетка» на загаданное слово. Педагог загадывает слово, а дети, задавая различные вопросы, исключающие ненужную группу объектов, в конечном результате отгадывают это слово. Вопросы надо задавать так, чтобы на него можно было ответить словами «да» или «нет», или «и да, и нет» (поэтому игра и называется «Да-нетка», в случае, если в вопросе прозвучало загаданное слово.

Чтобы научить детей быстро отгадывать слово, правильно задавать вопросы, нами используется обобщенная схема сужения поля поиска.

Принципы такой работы с дошкольниками включают в себя:

- доступность содержания, с учетом психических возможностей детей;

- самостоятельность и инициативу ребенка во всех видах деятельности;

- интегрированность разных видов деятельности;

- приоритетность игровых форм заданий и упражнений над учебными.

Таким образом, используя в работе с нашими детьми разнообразные игровые упражнения и дидактические игры с подключением элементов ТРИЗ и РТВ, и добившись положительных результатов, мы пришли к выводу, что занимательная и доступная форма их использования позволяет многому научить детей, восполнить пробелы в их знаниях, помогает вызвать интерес и желание не только знать, но и выполнять Правила дорожного движения.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Рыбки" - это многофункциональное пособие, позволяющее развивать речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Использование кукол Би-ба-бо при обучении пению детей 3–4 летИспользование кукол Би-ба-бо при обучении пению детей 3–4 лет Начав серьезно заниматься пением с совсем маленькими детьми 3-4 лет, я столкнулась с такой проблемой: c детьми этого возраста невозможно.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ТРИЗ технологии при обучении детей безопасности на дорогах (ПДД)
Опубликовано: 15 октября 2024 в 12:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ТРИЗ технологии при обучении детей безопасности на дорогах (ПДД)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ивановна Рябцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Всемирный день пения

Сегодняшний праздник отмечают все любители пения и артисты, для которых исполнение песен стало профессией. Цель празднования — популяризация пения, как способа достичь понимания, единства и гармонии с...

16 октября. Всемирный день хлеба. Папка-передвижка

День хлеба во всем мире отмечается 16 октября. Этот праздник посвящен самой важной пище на нашей планете — хлеб в том или ином виде присутствует в национальных кухнях почти всех народов.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД