Светлана Ивановна Рябцева
Использование ТРИЗ технологии при обучении детей безопасности на дорогах (ПДД)
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ТРИЗ технологии при обучении детей безопасности на дорогах (ПД
Д).[/b]
Недостаточный опыт общения детей с дорогой, слабая обученность дорожной азбуке, неумение использовать правила безопасности на дорогах обычно приводит к негативным последствиям.
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Консультации для педагогов
- Темочки
Формируя поведенческую культуру ребенка, как основу безопасности в условиях общения с дорогой и улицей, важно рассказать ему об устройстве дорог и улиц на примере своего микрорайона.
Эта тема легче усвоится ребенком, если беседы сочетаются с играми-заданиями, решением кроссвордов, разгадыванием загадок.
Систематические беседы на темы безопасности должны проводиться последовательно с усложнением требований к детям и обязательным закреплением знаний и навыков в практической жизни.
Современная педагогическая «Концепция дошкольного образования»
нацеливает нас на переход от традиционного обучения знаниям, умениям и навыкам к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни, то есть ребенок в процессе обучения должен овладеть выработанными обществом средствами познания.
Обновление содержания образования предъявляет новые, более высокие требования к планированию и проведению занятий с детьми. Поэтому в работе необходимо использовать новые развивающие технологии обучения, основанные на разумном сочетании информационно-репродуктивных и проблемно-поисковых методов, а так же необходимо использование в обучении детского экспериментирования, моделирования, знаково-символических средств.
Примером нетрадиционного подхода к развитию познавательной активности детей, к формированию творческого мышления ребенка является методика, созданная на основе элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и адаптированных методов развития творческого воображения (РТВ, которые используются нами в различных направлениях работы, в том числе и при ознакомлении правилам безопасного дорожного движения.
ТРИЗ имеет огромный запас инструментариев, но наиболее приемлемыми и адаптированными для детей дошкольного возраста, которые используются нами в процессе работы по правильному питанию, являются следующие методы и приемы:
- «мозговой штурм»;
- морфологический анализ;
- «системный оператор»;
- игры на противоречия «Хорошо – плохо»;
- игры на классификацию объектов материального мира:
«Мир вокруг нас», ««Как много всего придумал человек» и т. д.
Метод «мозгового штурма» - метод позволяющий избежать инерционной направленности поиска решения творческих задач и противоречивых проблем, активизирующий ассоциативные способности человека. При сочинении истории или сказки с помощью группового обсуждения, ребенок принимает варианты, предложенные товарищем, развивает из них свою сюжетную линию.
В нашей работе «мозговой штурм» используется как групповое обсуждение проблемы по правилам дорожной безопасности, с целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы, а также для обучения критическому отношению к результатам обсуждения, умению выбирать оригинальные решения задачи.
Детям дается вопрос или выдвигается какая-либо проблема, выслушиваются варианты ответов от всех детей, а затем подводится итог, как уточнение и систематизация обсуждаемой информации. Очень удачно этот метод подходит для игр на противоречия «Хорошо – плохо».
Любая система – это сгусток противоречий. У каждого объекта есть «хорошие» и «плохие» свойства. Отыскать эти противоречивые свойства – значит, сделать шаг к решению конкретной проблемы. А чтобы уверенно идти от решения к решению, необходимо диалектическое мышление, формированию которого помогают игры на противоречие из серии «Хорошо – плохо». Эти игры являются основными средствами обучения дошкольников умению видеть, формулировать и решать противоречия.
Например: «Машина» - это хорошо или плохо?
Хорошо, потому что быстро можно доехать, перевезти тяжелые грузы, не толкаются другие пассажиры…
Плохо, потому что мало двигаешься, она выпускает газы, можно попасть в аварию, надо бензин покупать, если сломается надо много денег на ремонт…
«Светофор» - это хорошо или плохо?
Хорошо, потому что помогает безопасно переходить дорогу, регулирует движение транспорта и пешеходов, не будет аварий…
Плохо, потому что может сломаться и тогда может случиться авария, когда торопишься – долго надо стоять на перекрестке, даже если нет машин…
«Детское кресло в машине» - это хорошо или плохо?
Хорошо, потому что помогает безопасно ездить, защитит во время аварии …
Плохо, потому что тесно, мешает свободно двигаться, занимает много места в автомобиле…
Серия игр может быть посвящена переходу количества в качество.
Например, даются такие вопросы:
Одна машина – хорошо, почему?
А много – плохо, почему? и так далее.
С помощью игр на противоречия можно значительно активизировать учебный процесс и познавательную деятельность, расширить представления детей об окружающем мире, классифицировать предметы и явления по свойствам, находить взаимосвязи и причинно-следственные отношения.
Эти игры активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их речь, фантазию, учат рассуждать.
Морфологический анализ – этот метод позволяет систематизировать перебор вариантов, увеличивать их число.
В работе с дошкольниками морфологический анализ осуществляется на начальном этапе - по морфологической дорожке, а затем – по морфотаблице. С помощью комбинаторики можно получить неограниченное число вариантов взаимодействий объектов с требуемой главной функцией. Данное средство позволяет формировать подвижность мышления (качество комбинаторики). Ребенком усваивается принцип вариативности в рамках заданной темы.
С помощью морфологической дорожки дети придумывают сказки.
Например: используя пример «оживления», детям дается задание придумать сказку об автомобиле, который отправится в путешествие по «дорожке». В каждом окошечке этой дорожки живут герои, выбранные свободно самими детьми. Начало сказки обозначает педагог, а дальше идет творчество, фантазия детей (кого повстречает герой, о чем будут говорить, что будут делать) :
автомобиль
Систематическое использование в работе «морфологического анализа» развивает у детей аналитико-синтетические способности, образное мышление. Позволяет научить некоторым приемам обработки имеющейся информации и добыванию новой, а значит, оказывает значительное влияние на развитие мыслительной активности детей, творческие способности, фантазию.
«Системный оператор». Под системным мышлением понимается способность человека рассуждать по отношению к единому целому как имеющего определенное назначение, состоящего из взаимосвязанных частей, функционирующего в какой-либо среде и имеющего прошлое и будущее. Многоэкранный стиль мышления должен стать нормой творческой деятельности человека.
ТРИЗовцы считают, что такому способу мышления надо учить с детства, взяв за основу «системный оператор».
Основная форма обучения при этом – игра.
Игры с детьми по схеме многоэкранного мышления дают ребенку умение видеть объект (систему) во всей его сложности, учитывать входящие в систему подсистемы и надсистемы, будущее и прошлое.
Только тогда, когда ребенок рассматривает систему в прошлом, настоящем, будущем, появляется возможность увидеть взаимосвязь изменяемых объектов.
Основная цель игр – занятий:
- научить ребенка видеть целое, состоящее из частей, понять, что система обладает неким «системным» свойством, которого нет у ее частей;
- объединять части в одно целое;
- учить видеть прошлое и будущее системы, ее частей;
- уметь сформулировать основную функцию данной системы;
- уметь выбирать каждый из экранов системы, рассматривая его как самостоятельный, так и в окружении лежащих рядом экранов;
- учить рассматривать объект не только в реальной надсистеме и подсистеме, но и в фантастической.
Во время игры не обязательно рассматривать сразу все 9 экранов. Игра может длиться несколько дней, накапливать материал постепенно, но с фиксацией уже накопленного материала в виде рисунков, символов. В итоговом занятии необходимо обобщить знания, сделать вывод.
Рассматривать на «системном операторе» можно как предметы природного, так и рукотворного мира.
Например:
На перекрестке
- на перекрестке;
- на пешеходном переходе
?
Регулировщик
Светофор
(для регулирования движения)
Регулирование движений в будущем
Части тела
Части светофора
?
С огромным интересом принимают дети задачи с недостатком данных,
игры на классификацию объектов материального мира: «Мир вокруг нас», ««Как много всего придумал человек», которые проводятся в форме игры «Да-нетка». Цель: учить детей задавать вопросы по расширению знаний об объектах и осуществлять мыслительные действия по сужению поля поиска.
Линейная «Да-нетка» : в ряд ставятся предметы или картинки, с изображением транспорта (дорожных знаков и т. п.) и предлагается детям узнать, какой предмет из этих я загадала. Как правило, дети начинают искать, перечисляя предметы. «Нет, я на такие вопросы не отвечаю. Найдите и назовите, какой предмет находится в середине. Какие предметы по краям? А теперь спросите меня, между какими предметами находится мой, загаданный предмет. (Ребенок, задавая вопрос, называет один из крайних предметов и тот, который стоит в середине.) Узнав, в какой половине надо искать загаданный предмет, снова находится середина уже этой части и задается соответствующий вопрос.
«Да-нетка» на загаданное слово. Педагог загадывает слово, а дети, задавая различные вопросы, исключающие ненужную группу объектов, в конечном результате отгадывают это слово. Вопросы надо задавать так, чтобы на него можно было ответить словами «да» или «нет», или «и да, и нет» (поэтому игра и называется «Да-нетка», в случае, если в вопросе прозвучало загаданное слово.
Чтобы научить детей быстро отгадывать слово, правильно задавать вопросы, нами используется обобщенная схема сужения поля поиска.
Принципы такой работы с дошкольниками включают в себя:
- доступность содержания, с учетом психических возможностей детей;
- самостоятельность и инициативу ребенка во всех видах деятельности;
- интегрированность разных видов деятельности;
- приоритетность игровых форм заданий и упражнений над учебными.
Таким образом, используя в работе с нашими детьми разнообразные игровые упражнения и дидактические игры с подключением элементов ТРИЗ и РТВ, и добившись положительных результатов, мы пришли к выводу, что занимательная и доступная форма их использования позволяет многому научить детей, восполнить пробелы в их знаниях, помогает вызвать интерес и желание не только знать, но и выполнять Правила дорожного движения.