Сидельникова Наталья
Использование традиционных здоровьесберегающих технологий для развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование традиционных здоровьесберегающих технологий для развития речи
Начала, заложенные в детстве человека,
похожи на вырезанные на коре
молодого дерева буквы,
растущие вместе с ним, составляющие
неотъемлемую часть его.
В. Гюго
Одна из основных задач дошкольного образования- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребёнка. К сожалению, в последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время всё более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые предполагают сбережение здоровья детей, формирование здоровьесберегающей культуры, воспитание навыков здорового образа жизни дошкольников.
Публикация «Использование традиционных здоровьесберегающих технологий для развития речи» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Кроме того, на сегодняшний день особенно актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.
Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Традиционные формы (образец рассказа педагога, Построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание) не позволяют ребёнку в достаточной степени раскрыть творческий потенциал. Становится очевидным, что необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех- у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.
Поэтому в работе, на занятиях по развитию речи важно использовать разнообразные здоровьесберегающие технологии : дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, глазотерапия, психогимнастика, точечный массаж, су-джок терапия, ритмопластика и т. д. И применять следующую схему построения занятий:
в организационный момент включать психофизические упражнения, психогимнастику;
в ходе занятий предусматривать артикуляционные, голосовые, дыхательные упражнения, пальчиковые игры;
физминутки должны нести дополнительную речевую нагрузку, обусловленной темой занятия.
Артикуляционная гимнастика.
Главная мышца органов речи — это язык. И для него нужна гимнастика. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоциональное и психическое состояние ребёнка, мешают развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла, нужно ежедневно в процессе образовательной деятельности заниматься артикуляционной гимнастикой. Как показывает опыт, дети старшего дошкольного возраста выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки. Подбираются разминки в соответствии с тематикой непосредственной образовательной деятельности.
Например: «Зевающая пантера», «Удивленный бегемот» и т. д. (упражнения на разминку мышц шеи), «Фыркающая лошадь», «Пятачок» и т. д. (упражнения для губ, «Самый длинный язычок», «Иголочка», «Лопаточка» и т. д. (упражнения для языка, расслабления артикуляционного аппарата).
Пальчиковая гимнастика.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Давно известно, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Систематические упражнения по тренировке движения пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются в свободной деятельности и на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев рук. Вначале дети осваивают движения без речевого сопровождения, затем его добавляют (пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кистей рук). Например: «Растирание» или «Потягивание», «Паучки» или «Кораблики»(разминка каждого пальчика, «Птица», «Бабочки», «Моторчики», «Рыбки», «Вертушки», «Лабиринты здоровья» и др.
Систематические упражнения по тренировке движения пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи ребёнка, его способностей и дарований. С. А. Сухомлинский писал «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Физминутки.
Это форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Лучше использовать их в соответствии с тематикой. Подобранные таким образом динамические паузы снимают утомление детей в процессе познавательной деятельности. При этом у них не теряется интерес к дальнейшей работе, не прерывается логическая цепочка.
Дыхательная гимнастика.
Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает просто взахлёб. Слова. Льющиеся из маленького ротика, мало понятны. Окончания проглатываются, сложно разобрать, что ребёнок пытается рассказать. Как же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли произносить звуки. А наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали: прежде чем говорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути. Если мы хотим научить ребёнка говорить красиво, четко, следует обучать его правильному дыханию. В работе важно использовать упражнения дыхательной гимнастики, проводит их ежедневно в течении 10-15 минут, используя их как физкультминутки в процессе образовательной деятельности. Важно применять разнообразные игровые приё мы дыхательной гимнастики: 2Водное поло», «Бульбульки», «Бабочка, лети!», «Кто быстрее» и др.
Фонематический слух.
Необходимо четко различать звуки в словах. Связь между хорошим фонематическим слухом и четким произношением очевидна. Правильно услышал- безошибочно написал. Для развития речевого внимания и фонематического слуха можно использовать упражнения : «Играй-ка различай-ка», «Угадай и купи», «парочки», «Мы едем, едем, едем», игры на звукоподражание.
Самомассаж.
Под воздействием несложных массажных упражнений происходит стимуляция тактильных ощущений. Так же под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым. Более благотворно развивается речевая функция. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Приё мы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание). Для самомассажа используют специальные ручные массажёры (мячи с пуговицами, варежки, обшитые бисером, су-джок мячи. Массажные движения выполняются с речевым сопровождением. Главная ценность массажа в том, что он влияет на нервную систему малыша, помогает снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать эффективно.
Гимнастика для глаз.
Есть такая народная мудрость «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Зрение играет большую роль в развитии человека. Оно необходимо для любой деятельности. Поэтому во время занятий по развитию речи нужно проводит гимнастику для глаз. Нарушения зрения у детей сочетается с рядом неврологических расстройств. Происходят изменения в мелкой моторике, а отсюда неполноценное развитие речи детей. В своей работе можно применять такую гимнастику для глаз, как например: проследи глазками по цветным дорожкам; проследи глазками цифры от 1 до 10 (в зависимости от возраста); бег по дорожкам; тренажёр для глаз «цветной светофор» и др.
Кинезиологические упражнения.
Это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, иначе называется «гимнастикой мозга». Они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Применение этих методов позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, мелкую и крупную моторики, снижает утомляемость. Можно применять такие упражнения, как: ушки трём, заводим мотор, кошачьи когти, ленивые восьмёрки, нос-уши, выдох. Нужно стараться соединить двигательные упражнения с рифмованными стихотворениями на заданную тематику, которые можно проговаривать во время проведения пальчиковых кинезиологических упражнений. Движения перекрёстного характера лучше использовать при «путешествии» или просто как физминутки. А упражнения на релаксацию можно сочетать с природной тематикой. Симметричное, горизонтальное, зеркальное рисование, а так же «горизонтальные восьмёрки» можно использовать как схему маршрута при путешествии в лес. В практике используют такие упражнения : «Уши», «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Замок», «Симметричные рисунки» и др.
Су-джок терапия.
Су-джок- важнейший приём для развития речи у детей. Су- кисть, джок- стопа. Это массаж специальным шариком активных точек на ладони и стопах. Прокатывая шарик, дети массажируют мышцы рук и ног до появления тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно массировать большой палец, точки на котором отвечают за работу головного мозга. Су-джок можно отнести к методам самопомощи. Массирование «ёжиками» повышает иммунитет, а также развивает мелкую моторику рук, способствуя развитию речи.
Ритмопластика.
Что это такое? Само определение ритмопластики логично разделить на два понятия: ритм и пластика. Это физические упражнения, выполняемые под музыку. Ритмопластика развивает чувство ритма, тренирует память и внимательность. Она содержит элементы гимнастики и хореографии. Эти занятия помогают ребёнку раскрепоститься, в том числе и психологически. Пр сути, занятия ритмопластикой преследуют определённые цели, такие как: Улучшение коммуникативных способностей (ребёнок научится общаться со сверстниками, сможет побороть боязнь взаимодействия с другими людьми); повышение физических данных; раскрепощение детей в психологическом и эмоциональном плане; развитие дыхательного аппарата.
Примеры упражнений по ритмопластике:
1. Приветствие (песенки и стихи для налаживания контакта «Ладошка», «Здравствуйте,ладошки»).
2. Игроритмика. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Хлопки в такт музыке, ходьба, сидя на стуле. Различие динамического слуха «громко-тихо». Выполнение упражнений под музыку.
3. Танцевально -ритмическая гимнастика. Специальные комплексы: «Да-да-да!», «Поезд», «На крутом берегу», «Большой олень», «Хоровод».
4Образные танцы. Танцы с использованием положения рук, характерных для животных, изображение игрушек: «Плюшевый медвежонок», «Лошадки», «Белочка» и т. п.
5. Ритмические танцы. «Мы пойдём сначала влево, «Танец сидя», «если весело живётся» и др.
6. Упражнения с предметами: с погремушками, с мячиками, с ложками, с цветами и т. д.
7. Упражнения на развитие ролевого и эмоционального поведения. Упражнения на развитие умений выражать эмоции в мимике (радость, грусть, страх и т. п., изображение животных, пластики людей (бабушка, солдат, кукла).
Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако, для закрепления мыслей необходимо движение. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях: ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом и др. Следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается! Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении НОД по развитию речи, а так же создание разнообразной речевой среды способствует гармоничному развитию дошкольников, формированию личности ребёнка.
.