Марина Железнякова
Использование технологии ТРИЗ как средства повышения уровня речевого развития у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Разрешите представить вам некоторые приемы технологии ТРИЗ, которые я практически применяю в совместной деятельности с детьми.
Цель: Использование технологии ТРИЗ как средства повышения уровня речевого развития у дошкольников
Публикация «Использование технологии ТРИЗ как средства повышения уровня речевого развития у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Приёмы технологии ТРИЗ помогают детям раскрыться как личность, учат их думать, вызывают интерес к слову, к речи, к диалогу, к художественному слову. Нет скучных занятий – есть интересная игра, с помощью которой дети овладевают прекрасным и могучим русским языком.
Актуальность заключается в своевременности и целесообразности включения приемов ТРИЗ в образовательную деятельность.
Новизна моего опыта состоит в том, что приёмы ТРИЗ позволяют более глубоко, интересно и разносторонне влиять на овладение речью, как средством общения, развития связной речи и речевого творчества.
Итак! Тема сегодняшней нашей беседы: «Использование метода Синектика в развитии речи детей старшего дошкольного возраста». Что такое синектика? Это объединение разнородных элементов. Всем известно, существует два вида механизма творчества – неуправляемый (интуиция и вдохновение) и управляемый (использование различных видов аналогий). Для описания любого предмета можно перечислить свойства, качества, функции, а можно просто прибегнуть к сопоставлению, тогда и рождается аналогия. Аналогия - это соответствие между объектами в каких-либо свойствах. Существуют: прямая аналогия, фантастическая, символическая и личная (эмпатия). Я очень хотела бы подробно познакомить с играми, которые можно применить с детьми во всех этих направлениях. Но время ограничено, и я остановлюсь только на символической аналогии.
Символическая аналогия – это обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. Словесный образ – это метафора, раскрывающая свойства образа. Лучше всего демонстрируют символическую словесную аналогию загадки. С детьми сначала мы просто отгадываем загадки, потом ищем в загадках аналогию, потом придумываем загадки.
Давайте поиграем: я называю объект словом, а вы придумываете аналогию:
Снежинка – звездочка;
Подснежник – солдатик, разведчик;
Проталина – коврик;
Ручеёк – звонкая дорожка;
Весна – маленькая девочка;
Мимоза – 8 марта;
8 марта – мама.
Молодцы, очень легко можно придумать теперь и загадку. Снежинка – это звездочка, которая … Елена Благинина, Корней Чуковский, Самуил Маршак и другие поэты показывают пример использования метафоры. Назовите аналогии в этих загадках
Наш серебряный кинжал
Недолго дома пролежал
Мы поднять его хотели
А он к порогу побежал.
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровозова сестричка
Кто такая? (электричка)
Дождь прохладный хлещет косо
Вот так туча – умница.
Едет туча на колесах
По раскаленной улице.
До краев дождем полна,
Ей воды не жалко.
Называется она
Машина поливалка.
Не лает, не кусает,
А домой не пускает
Нет, это не собачка,
Это Марья Ивановна воспитатель
Внимание! Наш чудесный мешочек. И что только из него не появляется, сегодня в нем спрятались сказки.
Начинаются сказки, катятся с гор салазки.
Бабушка Федора на передке едет с мешком в руке.
Завязан мешок завязками.
Бабушка, развяжи. С чем мешок то?
Со сказками. Бабушка расскажи!
А было это голубчики в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда сказки по воздуху летали, друг-друга за крылышки хватали.
А я за ними на золотом коне скакала, да и в мешок эти сказки собирала.
Расскажу вам одну сказочку, а вы мне лучше помогите.
Представляю вам прием: символическая графическая аналогия. Символ – знак, ассоциирующийся с объектом. Используется в целях моделирования сказки с соблюдением последовательности развития сюжета, для последующего пересказа и сочинения.
Обратите внимание на разницу в моделях к сказкам. Более абстрактны символы к сказке «Репка». Что бы дети поняли смысл «раскадровки» мы начинаем с обычных иллюстраций. Пересказываем сказки, меняем местами героев, соединяем сказки, играя в «Винегрет». Потом рассказываем знакомую сказку и все вместе её «записываем». Сейчас мы пропустим эти этапы и перейдем к игре «Сказка – калька». Идея этой игры принадлежала Дж. Родари. Так, например, можно записать сказку «Золушка».
Уважаемые коллеги, на своих таблицах за несколько минут нарисуйте модель к русским народным сказкам. Напоминаю: это не иллюстрация. Моделями могут служить геометрические фигуры, цифры, буквы, любые знаки, цветовые символы. Пожалуйста, приступайте. Ни кому не сообщайте какую сказку вы кодируете… Теперь поменяйтесь таблицами, постарайтесь в уме восстановить содержание сказки, которую держите в руках. Прошу, выйдите из-за столов. Давайте посмотрим, отгадали ли вы сказки? Пожалуйста, Ольга Владимировна, расскажите нам сказку. Подобную работу мы проводим с детьми. Уважаемые гости, постарайтесь угадать сказки.
Таким образом, мы убедились, что символическая аналогия даёт полный простор для фантазий детей. Можно рассказать сказку по своей модели, можно угадать, что записал друг, а можно устроить выставку для родителей. Пусть отгадывают. Готовые обозначения лучше не давать, они плохо запоминаются и не вызывают интереса. Исключения составляют «Карты Проппа», разработанные русским фольклористом. Они служат образцом 20-ти функций, наиболее часто встречающихся в сказках. Предложите детям и они нарисуют вам множество вариантов. С их помощью можно придумывать новые сказки.
«Где мало слов, там вес они имеют» У. Шекспир
И самая творческая аналогия – эмпатия. Наши педагоги превратятся в сказочных героев.
Благодарю за внимание.