Светлана Щукина
Использование технологии «Социо-игровая педагогика» в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Социо-игровая педагогика как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО.
Один из авторов социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо-игровом стиле».
Сам термин «социо-игровой стиль» появился в 1988 году. Разработчиками социо-игровой педагогики являются Шулешко Евгений Евгеньевич - известный московский психолог и педагог, Букатов Вячеслав Михайлович - доктор педагогических наук, один из главных разработчиков социо-игрового стиля обучения, Ершова Александра Петровна - педагог и режиссер, дочь выдающегося русского режиссера и теоретика театра Петра Ершова.
Публикация «Использование технологии „Социо-игровая педагогика“ в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
1 слайд
По замыслу авторов, первая часть – социо - означает малый социум (коммуна, идейная община, живущих совместно людей). Вторая часть - игровая - подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную.
2 слайд
Применяя социо-игровые технологии в образовательном процессе ДОУ, необходимо помнить об основных правилах и условиях актуальных для развития детей дошкольного возраста:
3 слайд
1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников».
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
- кто на каком этаже живет;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т. д.
4 слайд
2 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.
Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т. д.
5 слайд
3 правило: «смена лидерства»
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
6 слайд
смена темпа и ритма
Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что нам наиболее ценно.
Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
принцип полифонии - многоголосие, многозвучание – муз. термин:
«За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.
Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.
7 слайд
Фото с комментариями.
Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
Например:
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.
Варианты: - передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему;
-передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т. п.
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
«Слова на одну букву (звук)»
Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя
«Стиральная машина». Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. Я хочу вам предложить сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина, не простая, а волшебная! В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а люди. Выберем сейчас самого грустного игрока. После «стирки» он должен стать сияющим, счастливым.
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
«Фраза с заданными словами»
Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т. п.) Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.
5. Игры вольные (на воле, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате. (Квесты на прогулке)
Последний слайд.
Советы:
1. Быть готовым к собственным промахам.
2. Не разжёвывать смысл задания.
3. Обращать внимание на интересные неожиданности.
4. Видеть в детских отказах ценные подсказки.
5. Умейте порадоваться шуму